Первый результат деофшоризации самолетов. Целая авиакомпания перерегистрируется в Россию
Около недели назад мы писали о проекте первого вице-премьера Андрея Белоусова по деофшоризации нашей авиации. Подробнее об этом можно посчитать здесь:
Белоусов работает. Самолеты запретят регистрировать в офшорах
И вот уже сейчас стало известно, что авиакомпания Utair полностью переведет принадлежащий ей авиапарк из офшорного реестра в российский
В настоящий момент структура акционерного капитала Utair выглядит следующим образом:
- 50,1% — АО «Ак-Иневст» (ранее — дочерняя структура «Сургутнефтегаза»)
- 38,8% — ХМАО
- 8,4% — Тюменская область
- 2,7% — прочие акционеры
Акции авиакомпании может купить на Московской бирже любой желающий (правда, мы не советуем это делать). С 2015 года Utair находится на грани банкротства.
Правда, дела у компании, вроде бы, налаживаются. Руководство нашло вариант реструктуризации кредитов. Часть долга будет трансформирована в акции компании, срок погашения другой части будет продлен на длительный период.
Да и финансовые показатели Utair также становятся неплохими. За первое полугодие компания заработала 671 млн рублей против убытка в 5,633 млрд в 2020 году и убытка в 9,473 млрд в 2019 году.
Но возвращаемся к теме деофшоризации авиационной отрасли. Utair перерегистрирует все самолеты, принадлежащие компании, из офшорной юрисдикции в российскую.
Речь идет о 24 воздушных судах. Остальные самолеты (еще 36) находятся у компании в лизинге. Следовательно, на место их прописки Utair повлиять никак не может.
Однако нам здесь важно не количество самолетов, переведенных в отечественный реестр, а тот факт, что подобное действие Utair является первым прецедентом и результатом политики Белоусова по деофшоризации отрасли авиаперевозок.
Utair решил не дожидаться начало 2023 года, а озаботился вопросом заранее. Вся процедура будет завершена в конце этого — начале следующего года.
Также в этой теме хотелось бы отметить следующее. Сегодня вице-премьер Юрий Борисов заявил, что на развитие отечественного самолетостроения в ближайшие годы потребуется 320 млрд рублей. Судя по всему, речь идет о 2022-2024 гг.
Часть этих средств будет взята из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Средства пойдут на льготный лизинг отечественной техники.
Что мы здесь можем констатировать. Фактически решение об инвестировании средств ФНБ в развитие гражданского авиастроения можно считать принятым. И это замечательно, ведь в данной отрасли на один вложенный рубль приходится прирост ВВП в 8 рублей в смежных отраслях.
Если бы не ограниченный объем российского рынка, то можно было бы направить на эти цели куда больший объем средств. Однако в текущих условиях финансирования достаточно.
В общем, дела в нашей авиационной отрасли идут, слава Богу, неплохо. Хотелось бы, чтобы темп не был потерян.