План, который всё это время вынашивал Путин: Новый «сырьевой союз»
В Кремле серьезно настроены захватить мировые торговые рынки в обход Запада: очередным подтверждением этого стало выступление президента Владимира Путина, в ходе которого он призвал членов российского правительства призадуматься о создании нового сырьевого альянса, который мог бы укрепить наши позиции и позиции наших союзников в сфере глобальной реализации природных ресурсов.
Запасов стратегически важных полезных ископаемых у нас предостаточно — об этом сказали и сам Путин, и дополнивший его речь глава Минприроды Александр Козлов. Мы располагаем половиной всех залежей алмазной руды в мире, двадцатью двумя и двадцатью тремя процентами от всех мировых запасов природного газа и золота соответственно, а также делим лидерство во многих отраслях с государствами БРИКС.
Именно стран-членов БРИКС, к слову, следует рассматривать как потенциальных участников вышеупомянутого «сырьевого союза» — так называемых точек соприкосновения с ними у нас помимо экономического сотрудничества также найдется немало.
Например, на пару с Китаем Россия контролирует до пятидесяти шести процентов мировой добычи угля и до восьмидесяти четырех процентов ванадия, а в совокупности с Южно-Африканской Республикой мы занимаем до восьмидесяти процентов глобального рынка платины и палладия. Словом, почва для объединения по добыче и распределению ископаемых у нас уже присутствует.
Козлову идея явно понравилась: в завершении доклада министр тут же предложил заняться ее исполнением. Однако Путин коллегу быстро осадил, отметив, что инициативу следует обсуждать «не спеша и спокойно». Что, в целом, логично — президентское выступление прозвучало скорее как предложение в копилку идей по построению дальнейшей экономической (в частности, экспортной) стратегии, а не как план действий на ближайшие двадцать четыре часа.
Для нас и для наших союзников при создании сырьевого объединения важно перевернуть существующие торговые ограничения (которыми нас любезно «забросал» Запад) в свою пользу. Подобные манипуляции требуют от экономистов особенно четких расчетов, чтобы в один момент «случайным образом» мы не получили обратный эффект.
Вспомните, сколько идей по созданию аналогичных, к примеру, ОПЕК+ проектов прозвучало с момента его создания? Политики, заручившись поддержкой местных бизнесменов, ратовали за учреждение «рисового ОПЕК», «кофейного ОПЕК» и более известного «газового» — впрочем, каждый из этих «ОПЕКов» по ряду объективных причин оказался лишь несбыточными мечтами.
Но есть и успешные примеры — взять тот же «калийный альянс» России и Беларуси, функционировавший достаточно продолжительное время в прошлом. Повод для объединения был аналогичный: две страны, экспортирующие в больших количествах одинаковые ресурсы. Понятно, что в условиях тесных взаимоотношений наших держав осуществить подобное было не так сложно, однако в случае с остальными союзниками есть нюанс.
Основная сложность в учреждении любого сырьевого объединения — договориться о «правилах игры» внутри него. К этим самым правилам можно отнести и технические стандарты, и особенности сертификации, и страховки, и уход от западных финансовых систем, и даже валюту, в которой будет производиться оплата (классический доллар здесь, понятное дело, не подойдет).
Особое внимание необходимо уделить и согласованию интересов, ведь даже у союзных государств сейчас они совпадают далеко не всегда. Получается, что работа для наших экономистов и дипломатов предстоит просто колоссальная — вектор развития президентом уже был обозначен.