Платные парковки в Москве: благо или кошмар для москвичей-автовладельцев
Проблема штрафов в Москве катастрофически увеличивает напряжение в обществе
В центральную приемную межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» (НКОК), как к последней инстанции, часто обращаются москвичи-автовладельцы. Их петиции буквально «дышат» неподдельным возмущением относительно платных парковок и камер слежения в Российской столице, в городе Москве. Обладатели «железных коней» требуют в порядке реализации общественного контроля восстановления справедливости и уважительного отношения к ним городских властей. Именно последние, с точки зрения обращающихся, создают настоящий кошмар для москвичей-автовладельцев, вводят поистине драконовские штрафы, с завидным постоянством плодят проблемы с оплатой платных парковок.
Про хамское поведением сотрудников, с пионерским усердием фиксирующих так называемые «нарушения», даже и говорить в данной публикации не стоит. Эдакая «мелочь»! Они, как говорится, при исполнении своих инструкций, ведь, от этого напрямую зависит наполнение бюджета столицы, а также их премиальные! Тут ни до сантиментов. Куда там реальному сектору экономики до данного «бизнеса»?
Элементарное наблюдение за всей этой «парковочной» вакханалией, даже не специалисту-экономисту позволяет легко сделать важный вывод: данный вид «миллиардного фискального бизнеса мегаполиса» наносит колоссальный ущерб авторитету столичных властей.
Безусловно, платные автостоянки в Москве нужны, этого никто не отрицает. Особенно в центральной части города для обеспечения беспрепятственного проезда транспорта. Но возникает вполне логичный вопрос: зачем нужны платные парковки перед медицинскими учреждениями (прежде всего речь идет о больницах и поликлиниках), а также другими социальными учреждениями, в частности, не на главных магистралях? Зачем платные автостоянки на различных второстепенных улицах и переулках, где нет такого оживленного движения, как на центральных улицах? Если действительно только ради того, чтобы пополнить бюджет города, то это, по сути, открытый грабеж москвичей! Для примера, в Хорошевском районе Москвы есть маленький переулок Веры Волошиной, где нет никакого интенсивного движения, прямо возле объекта социального обеспечения и нотариальной конторы сделали платную автостоянку, причем, и знак, и паркомат отсутствуют. Простой пример открытого издевательства.
Пенсионер, ветеран труда, полковник в отставке, москвич Павел Проватов в своем обращении пишет:
«Мы, москвичи, часто видим по телевидению нашего мэра, уважаемого Сергея Собянина. Он всегда говорит о заботе и благополучии москвичей, создании им нормальных условий! А что мы, 8 миллионов москвичей-автовладельцев, изгои что ли? Ради чего нас на не главных дорогах, а на второстепенных улицах и переулках поджидают различные ограничительные «капканы» и платные парковки? На деле мы часто видим, как такая забота приводит к открытым возмущениям и проклятиям, особенно со стороны инвалидов и пенсионеров, которые «попадают» на штраф в 5 тыс. рублей. Этот безапелляционный огромный штраф, для всех категорий лиц для пенсионеров почти половина их пенсии, они получают за то, что оставляют свой транспорт возле медучреждений.
Во-первых, возникает резонный вопрос о соразмерности данного драконовского штрафа с тем нарушением, за которое он назначен. Во-вторых, разве это справедливо по отношению к этим малообеспеченным москвичам? В-третьих, и «ежу понятно», что здесь абсолютно нет никакого понимания: лишь бы в казну города поступало побольше денег, в том числе, и для ежегодной замены бордюров. Я, оплатив этот штраф за 5 минут остановки возле медучреждения, проклинал власти Москвы целый месяц и до сих пор, как говорится, «весь на нервах». В других штрафах хоть есть какой-то люфт, можно половину оплатить сразу, а тут просто «удавка». Я пытался доказать, что не законно за 5 минут остановки своего транспорта получить такое наказание, но власти меня проигнорировали, забрали существенную часть моей пенсии.
Далее самое больное – вопрос удобства оплаты. Во всех цивилизованных странах паркоматы расположены в шаговой доступности, а не где-то «у чёрта на куличках», и нет информации о том, где он находится. И ещё, если даже они стоят, то как будто специально не принимают социальные карты, «Сбербанка» и «Почта-банка». К примеру, такой паркомат стоит на площади возле Белорусского вокзала, люди не могут оплатить и уезжают, проклиная власти Москвы. И самое возмутительное – им тут же приходит штраф в 5 тыс. руб. Интересно, из каких критериев исходят господа-чиновники, если у большей части пенсионеров и ветеранов в России пенсия 15-20 тыс. рублей? Если чиновники ориентируются на свою огромную зарплату, то пусть из нее и платят.
Из-за «ковида» люди стараются ездить в больницы и поликлиники на личном автотранспорте, соблюдая санитарные нормы, но их тут же наказывают штрафом. К примеру, такое не редкость на улице Грекова и проезде Шокальского в г. Москве. Не все ветераны имеют хорошие мобильные телефоны, на которые можно скачать программы оплаты, а искать замаскированные паркоматы пенсионерам действительно трудно. На соответствующие жалобы чиновники издевательски отвечают, что все парковки сделаны по проекту, утвержденному мэром. Тогда пусть установят информационные щиты с указанием места паркомата.
И почему нет альтернативы? Например, если штраф посылают через ГИБДД, то и оплату парковки можно прислать через ГИБДД. В таком случае, если человек в течение 20-30 дней не оплатит, то тогда, пожалуйста, назначайте штраф. Ведь, штраф – это санкция. А для санкции нужен разумный временной лаг, то есть разумный срок, а не маниакальное желание сразу же наказать. На деле получается, что пенсионер-ветеран элементарно не уплатил за парковочное место или не смог, в силу ряда причин, иногда весьма серьезных, в том числе, и по состоянию здоровья, и его сразу же оглушают штрафом и явлением судебным приставом с угрозой изъятия имущества.
Поэтому у меня возникает главный вопрос: проверялся ли проект постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. на коррупциогенность? Скорее всего, нет, судя по размаху этой парковочной лихорадки. И получается, что, с одной стороны, парковки – это хорошо, но, с другой, сделано всё так и для того, чтобы собрать как можно больше денег с москвичей. На мой взгляд, крайне необходимо пересмотреть некоторые существенные моменты в упомянутом выше Постановлении о столичных парковках. Горожанам и так трудно сейчас выживать, ведь, цены растут, как грибы после дождя, за ними не отстает и безработица, а вместо помощи их облагают непомерными штрафами. Особенно тяжко инвалидам и пенсионерам».
Ветеран МВД России Александр Шакимов высказал следующее мнение:
«Забота о простых людях должна быть реальной, а не мнимой. Мы понимаем, чтобы разгрузить центр города, необходимо организовывать парковки. Но зачем их стали, например, делать рядом с МКАД, медицинскими и иными социальными учреждениями. Возле храмов, мечетей камеры и платные парковки, верующие, как правило, пожилые люди, инвалиды проклинают московские власти. Даже Обращение руководства христианского, мусульманского и еврейского общества к мэру города Москвы по данной проблеме осталось без рассмотрения. Если уж делаете, то обеспечьте, чтобы паркоматы были в шаговой доступности, а не где-то там, вдали, как «ежик в тумане». Если это парковка, то оборудуйте её как положено, не только нанеся разметку и установив знаки парковки. При этом обязательно нужно обеспечить автомобили охраной, защитив их от угона и повреждения. А так просто собирать деньги у людей, по-моему, это какое-то кощунство. Очень напоминает «рэкет» в 90-х годов, но только уже со стороны столичных властей».
Академик, ветеран труда, пенсионер Валентин Большаков:
«Властям Москвы и в пандемию надо подумать об инвалидах и пожилых жителях нашего мегаполиса, ветеранах и других категориях людей, имеющих льготы. А наша чиновничья рать думает по большей части о том, как бы набить собственные карманы. Если они такие «продвинутые» и привязывают штрафы к своим зарплатам, то пусть «спустятся на землю». Сделайте чиновникам такие же зарплаты, как и у большинства россиян. Может тогда они начнут думать о жителях Москвы и России. Убежден в том, что Мосгордума во главе со своим председателем должна рассмотреть объективно эту исключительно важную и очень чувствительную для москвичей-автовладельцев проблему».
Председатель Правления Национального комитета общественного контроля, профессор, кандидат юридических наук Мансур Юсупов:
«Все эти насущные и острые для москвичей проблемы должны обсуждаться в Мосгордуме как законодательном органе столицы. Реальность такова, что нас, общественников, представителей институтов гражданского общества чаще всего игнорируют, не слышат и не хотят слышать. Совершенно очевидно, и это подтверждается сотнями обращений по электронной почте в наш Комитет, что наступил явно критический момент. Создается устойчивое негативное мнение у 8 миллионов москвичей-автолюбителей о недобросовестной деятельности властей Москвы в рассматриваемой сфере. Такая тенденция в преддверии выборов в Государственную думу ФС РФ, думаю, плохо может отразиться на конкретных результатах выборов.
Мы надеемся, что все же власти столицы нас услышат и пересмотрят подобное, мягко говоря, «барское» отношение к жителям Москвы. Консолидированное мнение экспертов НКОК относительно эффективного разрешения данной проблемы таково: в срочном порядке следует отменить, ликвидировать платные парковки на второстепенных улицах и переулках, заменить гипертрофированные штрафы на более приемлемые и адекватные. И, наконец, проявить реальную заботу о людях, разработать проекты и установить, наряду с платными, и бесплатные парковки по всей Москве на второстепенных улицах. А то получается, что в нашем мегаполисе за все надо платить, кроме воздуха».
В обращение Андреяновой Натальи Викторовны говориться:
«Выставляется штраф за парковку на улице, на которой моя автомашина никогда не стояла. 29.03.2021 года якобы моя автомашина под номером У858КХ 777 рус стояла на улице Березовая роща д.82/7, и был выписан штраф в размере 3 тысячи рублей. На фото автомашина стоит по Хорошевскому шоссе д. 82/7, где нет знака платной автопарковки и паркомата. Попытки обжаловать, что никогда на улице Березовая роща автомашина не парковалась, ни к чему не привели. И подобных фактов много».
Автолюбитель, эксперт РАН, кандидат исторических наук Алексей Вихрян следующим образом прокомментировал еще одну, весьма «болезненную» для автолюбителей проблему:
«Думаю, что второй по счету, но по важности – аналогичной с парковочной, проблемой в г. Москве и Московской области является практически тотальная установка камер слежения, фиксации и ограничений скорости на дорогах. Имеется в виду сложившаяся в настоящий момент ситуация, когда порою совершенно бездумно, по большей части ради финансовой составляющей, ставятся своеобразные «капканы» – ограничения скорости транспортных средств (40-50-60 км) в местах, где, по сути, для этого отсутствует насущная необходимость, или далеко находится школа, медучреждение, либо населенный пункт. Такая ситуация не может не вызывать закономерное возмущение у автолюбителей и требует немедленного своего исправления. Представляется, что НКОК мог бы выступить с соответствующей инициативой, для начала, например, организовал бы широкую публичную дискуссию относительно обозначенной ранее проблемы, используя в данных целях весь собственный научно-экспертный потенциал, а также все доступные информационные площадки, в частности, свой Ютуб-канал и другие виды СМИ».
Эксперты НКОК, анализируя упомянутые ранее обращения граждан, пришли к выводам о несоразмерности, коррупционной составляющей и отсутствии необходимости в этих ограничениях в определенных местах.
Если парковка платная, то она должна быть охраняемой, обеспечивающей сохранность автомобиля от угона или повреждения. Если этого нет, то платной эта автостоянка не может быть. По факту — это просто сбор денежных средств у людей, так называемый бизнес, но с «тухлятиной», для всех, и для власти, и для людей. Такого не должно быть ни по разуму, ни по справедливости — считает потерпевшая Наталья Андриянова, которая от такого факта получила штраф (Постановление №035543101012102 от 27.02.21г.) за остановку на 5 минут возле аптеки по улице 2-я Магистральная (это второстепенная дорога). Второй штраф она получила 29.03.21 года на переулке Веры Волошиной где нет ни знаков ни паркомата.
Подобными стараниями наших чиновников Россия стала одной из самых крупных стран в мире по взыскиванию с граждан штрафов, как в абсолютном, так и относительном измерении. А этот общественный резонанс и возмущение в Москве рано или поздно может привести к крупному общественному напряжению, что нежелательно в преддверии выборов в Госдуму.
Но факты таковы: В этом году, по информации из СМИ, платными станут еще 291 улица в различных столичных районах, включая спальные. По заявлению Мэрии Москвы, в будущем году расширение платной зоны парковок в Москве продолжится. Это же крупные финансы для города.
К сожалению, соответствующие комитеты Мосгордумы и Общественная палата г. Москвы по непонятной причине хранят гордое молчание, de facto, самоустраняясь от этой животрепещущей проблемы. Но угождать власти и держаться особняком от проблем и вопросов, которые реально волнуют весьма существенную часть жителей столицы, по сути, означает не выполнение своих прямых обязанностей как депутатов, так и «официальных» общественников.
Пресс-служба МОО НКОК
Александр Никишин