Плавдок ПД-50: пять лет на дне
На юго-западе Швеции расположен город Гётеборг, который знаменит не только тем, что является промышленным центром королевства, но и тем, что в далеком 1979 году на местной верфе был построен один из крупнейших плавучих доков ПД-50 по заказу СССР для нужд флота. Вместе с другим плавдоком ПД-41, который построили японцы, ПД-50 являлся одним из крупнейших в СССР и РФ.
Пладвок ПД-50 с крейсером "Адмирал Кузнецов". Источник: Яндекс.КартинкиКраткие характеристики:
- Длина: 330 метров;
- Ширина: 88 метров;
- Грузоподъемность: 80 000 тонн;
- Полное водоизмещение: 215 860 тонн;
- Экипаж: 175 человек.
В 2023 году исполнилось пять лет, как ПД-50 перестал быть одним из крупнейших плавдоков в мире, т.к в октябре 2018 года, он затонул и до сих пор не был поднят, хотя по словам министра промышленности Мантурова сделать это необходимо, т.к из-за него будет нарушен доступ в гавань для работы 82-го СРЗ, которому этот док и принадлежал.
82-й судоремонтный завод находится в Мурманске. Был основан в 1933 году. В 2015 году компания "Роснефть" выкупила его у госкорпорации "ОСК".
В момент затопления, на ПД-50 проходила модернизация крейсера "Адмирал Кузнецов", который стоял там без винтов. Благодаря работе экипажа, его удалось спасти от ухода под воду и отбуксировать в акваторию 35-го СЗ (ОСК), несмотря на падение на корабль одного из двух 50-тонных башенных кранов, установленных на плавдоке.
Место затопления плавдока ПД-50. Источник: Яндекс.Картинки Причины затопления
В ноябре 2022 года Ленинский суд города Мурманск назначил начальнику ПД-50 Кузьмину вину в причинений ущерба на 290 млн. 988 тыс. рублей — непосредственно заводу 221 млн 239 тыс. рублей и Минобороны 69 млн 749 тыс.рублей, а в ноября 2023 года осудил на 4,5 года колонии-поселения.
Следствие считает, что Кузьмин не обеспечил равномерное затопление балластных отсеков плавдока забортной водой при погружении его с крейсером и из-за неравномерного гидростатического давления произошёл разрыв корпуса и затопление.
Затопление ПД-50. Источник: Яндекс.Картинки
В 2018 году писали, что на ПД-50 произошло отключение электричества и док начал тонуть в течений трех часов, ввиду того, что у местных дизель-генераторов не было топлива, что бы подать собственный ток и откачать воду из цистерн из-за того, что "Роснефть" сократила моторную бригаду и не было закуплено топливо для генераторов.
Когда в 2019 году 82-й завод подал в суд на госиспекцию труда Мурманской области, то в решении суда можно найти запись, где говорится, что в 22:30 члены экипажа плавдока ощутили толчок в корпусе и после чего прекратилась подача электричества на оборудование и освещение.
Замену уже строят
В начале декабря 2023 года в Южном центре судостроения и судоремонта (Астрахань) прошла торжественная закладка днищевой секции плавдока (ПД-123) "Владимир Емельянов" проекта 24012, который станет самым грузоподъемным в России.
Проект плавдока (ПД-123) "Владимир Емельянов" проекта 24012. Источник: Яндекс.Картинки
Сначало строительство будет идти на двух площадках — АСПО и "Красные Баррикады", а формирование корпуса в объём из изготовленных понтонов и окончательное насыщение системами и механизмами будет производится на мощностях предприятия "Северная верфь" (Санкт-Петербург).
Новый плавдок предназначен для спуска на воду кораблей массой до 25 тысяч тонн. Таких в России ещё не строили.
Будущее ПД-50
В конце декабря 2022 года губернатор Мурманской области Чибис во время итоговой пресс-конференции сообщил, что компания "Роснефть" готовит проект по поднятию ПД-50.
"Он должен быть поднят в любом случае, в том числе для развития 82 СРЗ. Сроки мы уточним в начале 2023 года" — заявил тогда губернатор.
Однако когда именно компания начнет работы по поднятию огромного плавдока пока неизвестно.
А что Вы можеет сказать по ситуации вокруг плавдока ПД-50?