Пломба для экономики ЕАЭС

Пломба для экономики ЕАЭС

18-19 ноября главы правительства стран ЕАЭС соберутся на Евразийский межправительственный совет. Расскажем, что обсудят премьер-министры, и как это может изменить существующие экономические отношения между странами.

По словам пресс-секретаря ЕЭК, повестка встречи уже утверждена. В неё вошли вопросы расширения торговли, лекарственного обеспечения и развития промышленности. Но в условиях пандемии упрощение процесса торговли между странами видится наиболее актуальной темой. Торговый оборот между странами уже превзошёл допандемийные показатели. За 9 месяцев этого года товарооборот внутри ЕАЭС составил почти 52 миллиарда долларов. Это на 33% больше, чем в прошлом году и на 17% превышает показатели допандемийного 2019 года.

Но между странами все ещё есть неприятные барьеры в торговле. Все-таки границы никто не упразднял, и таможня делает свое дело. Порой грузы простаивают на границах по нескольку дней, ожидая досмотра и заполнения всех сопроводительных документов. Над тем, как уйти от долгих бюрократических процедур, рассуждают уже не первый год. В частности, на полях текущего Евразийского межправительственного совета премьер-министры обсудят введение механизма электронной навигационной пломбы. Что это?

Допустим, нужно доставить груз из России в Туркменистан. Как мы знаем, по пути его ждёт несколько досмотров на таможнях государств, через которые будет осуществляться транзит. Идея в том, чтобы после проверки груза на первой таможне к контейнеру прицеплялась навигационная пломба. Она позволит следить за состоянием груза в режиме реального времени и зафиксировать факт вскрытия груза третьими лицами. Таким образом, если монитор показывает, что пломба не была вскрыта, груз может проходить через таможни транзитных стран без досмотра до пункта назначения. Это должно свести к минимуму время, которое машины с грузом тратят на лишние проверки.

Как раз во время пандемии многие республики ЕАЭС страдали от несвоевременной доставки товара, что вызывало его дефицит и приводило к росту цен. Причины задержки были разные, но одна из них касалась как раз долгих простоев на границе. Идея уже получила практическую реализацию. В прошлом году был запущен пилотный проект обкатки системы навигационных пломб. Киргизия и Казахстан договорились опробовать пломбы на практике. По поступающим из этих стран сообщениям, с помощью пломб удалось решить ряд проблем, нерешаемых годами. Думаем, что спустя год страны готовы поделиться своим опытом с коллегами. А лучше площадки, чем Евразийский межправительственный совет, для этого дела и не придумаешь.

Таким образом, нас ждёт судьбоносный Межправсовет. Удивительно, но вопрос дальнейшего экономического развития всего ЕАЭС сейчас находится в руках представителей Бишкека и Нур-Султана. Ведь именно от их заключения о пилотном проекте и зависит дальнейшая судьба электронных навигационных пломб.