Плюс 76%! Аномалия бюджета или хитрый план?

Плюс 76%! Аномалия бюджета или хитрый план?

Вчера Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения бюджета за январь 2024 года. Доход государственной казны по сравнению с первым месяцем 2023 года вырос на 76%! Впрочем, особо никакой аномалии здесь нет. Январь традиционно подвержен всевозможным отклонениям от других месяцев. Например, в прошлом году в результате принятых регуляторных мер в бюджет не поступил ряд платежей, а благодаря решению об авансировании расходы казны составили рекордное значение.

Январь 2024 года также имеет свои особенности. Однако для начала посмотрим на цифры.

Плюс 76%! Аномалия бюджета или хитрый план?

Общий объем доходов составил 2,396 трлн рублей, увеличившись на 76,6% (г/г). Ненефтегазовые доходы (налоги и сборы) выросли на 84,8% до 1,721 трлн рублей. Подобное связано, как я написал выше, с регуляторными особенностями. Год назад некоторые платежи не поступали в бюджет, плюс сейчас получены разовые доходы по ряду статей (напр., аукционы о закреплении квот на добычу водных биоресурсов и т.д.)

Нефтегазовые доходы выросли на 58,7% до 675 млрд рублей. Впрочем, это чуть ниже базового уровня, который составляет 713 млрд. Однако никакой проблемы я здесь не вижу. В декабре и январе несколько снизился объем экспорта нефти, а также увеличился дисконт на Urals. Это связано с некоторым ужесточением санкционной политики Запада. Впрочем, речь идет о считанных процентах и эффект уже явно не тот, как в апреле 2022 и зимой 22-23. Уже в феврале восстанавливается физический объем экспорта, а дисконт вновь сокращается. По февралю мы должны увидеть превышение фактического уровня нефтегазовых доходов над базовым.

Другое дело, что опять возникают вопросы к тому, как Минфин рассчитывает стоимость Urals. В 2024 году он и вовсе перестал публиковать соответствующие данные. Что там происходит — теперь неизвестно. И именно в этом заключается главная проблема с нефтегазовыми доходами, а не в санкционных историях.

Теперь о расходах. Несмотря на то, что они снизились на 13,2% по сравнению с предыдущим годом (до 2,7 трлн рублей), показатель все равно остается на достаточно высоком уровне. Однако как и с доходами, сравнивать январь 2024 с январем 2023 не корректно. Тогда было принято решение об ускоренном авансировании платежей. Оно имело место как в январе, так и в феврале 2023 года. Но сейчас это авансирование было перенесено на декабрь 2023, благодаря чему по прошлом году формально получился серьезный дефицит.

При этом допускаю, что определенное авансирование все же произошло. Как бы то ни было, значение в 2,7 трлн для января абсолютно нормальное. Это никакой не повышенный уровень, как считают в Центробанке, а вполне адекватный.

По итогам январь бюджетный дефицит составил 308 млрд рублей. Здесь комментировать смысла нет. Чисто техническое на данный момент значение.

Таким образом, первый месяц 2024 года вышел для бюджета плановым. Сейчас с ним никаких проблем нет. Не видятся они и в обозримой перспективе. Чего не скажешь о Фонде национального благосостояния, но это уже отдельная тема.