Плюсы и минусы бронетранспортеров 4Е, 82А и 3Е
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Плюсы и минусы бронетранспортеров 4Е, 82А и 3Е2 прочтенияСегодня
БТР 4ЕБТР 4Е
Конфликт на Украине стал отчасти бенефисом боевой техники на колесах. Украинская сторона интенсивно использует легкие пикапы, боевые Хамви, МРАПы и специализированные БТРы. Техника позволяет в хорошую погоду быстро перебросить пехоту на поле боя.
В этой статье хочу уделить внимание специализированным бронетранспортерам Украины и России. Российская сторона в основном использует БТР 82А и 82АМ. Украинская сторона использовала в боях БТРы 4Е и 3Е. Так же ВСУ использует БТРы 60 и 70 версии, но это другая история. Их не буду рассматривать, так как у них вооружение более слабое и о них известно намного больше, чем об этих аппаратах.
БТР 82АБТР 82А
Не буду сравнивать их ТТХ нет смысла. Эти машины очень близки по своему духу. Все это наследники советской школы БТРостроения. Единственное отличие БТР 4Е от своих соплеменников, это компоновка. 3Е и 82А имеют обычную для наших БТР компоновку. В передней части находится отделение управления и башня с пулеметами, в средней части десантное отделение, сзади расположен мотор. В принципе 3Е это модернизация БТР 80, у которого поменяли башню с вооружением, двигатель и трансмиссию.
БТР 4Е имеет немного иную компановку. Двигатель и трансмиссия расположены в средней части. Башня с вооружением расположена в средней части, практически там где начинается десантное отделение. БТРы вооружены пулеметом 7,62, 30 мм пушкой. Украинские БТР еще могут располагать комплексами ПТУР типа Барьер и 30 мм автоматическим гранатометом. БТР 4Е может иметь разного рода башни с оружием. Есть 3 варианта компоновки боевой башни. При этом башни у трех БТРов дистанционно управляемые.
Украинские БТРы имеют некоторое преимущество в вооружении. Они имеют противотанковый ракетный комплекс, что повышает их возможности в борьбе с танками. Кроме того, 30 мм пушки размещаются в специальных кожухах. Это повышает точность стрельбы. Пушка БТР 82А имеет длину ствола в 80 калибров. При стрельбе большая длина ствола сильно влияет на точность, особенно при ведении огня очередями. Кожух компенсирует "игру" ствола при стрельбе, тем самым повышает точность.
БТР 3ЕБТР 3Е
Украинские БТРы оснащаются двигателями западного производства. Ставят на украинские машины немецкие моторы фирмы Дейз. Разница в мощности двигателей, на 3Е ставят 325 л.с., на 4Е 440 л. с.. На обеих машинах ставят автоматическую коробку от фирмы Элисон. Наш БТР 82А имеет двигатель от Ярославского завода и механическую коробку.
БТР 4Е в первых вариантах имел двигатель украинского производства 3ТД-3 мощностью 500 л.с. Этот двигатель вариант танкового мотора, который устанавливался на танк Т 64. У мотора убрали 2 цилиндра, он стал трехцилиндровый двухтактным. Такой вариант двигателя позволяет снизить вес и размер мотора и сохранить мощность. Правда двигатель потребляет много моторного масла и очень низкий ресурс. По некоторым данным всего 1000 часов. Очень низкий показатель.
Украинские моторы позволяют разогнать машины до 100 км/ч, наш БТР 82А имеет только скорость в 80 км/ч. Все три БТРа могут плавать, правда более тяжелый 4Е имеет слабую мореходность. Так же 4Е имеет низкую проходимость по сравнению с двумя другими бронетранспортерами. Вес играет значение, рост на 6 тонн повышает другие показатели, но снижает проходимость. Тем более ходовая часть осталась практически идентичной БТР 80. Есть данные, что ходовка не выдерживала более тяжелую машину и часто ломалась.
ТТХ БТР 4ЕТТХ БТР 4Е
При подборе материала мне попадали сведения, что при производстве БТР 4Е, на заводе имени Малышева, использовали часть корпусов БТР 60. Это сильно влияло на качество произведённых машин.
Правда 3Е так же является переделкой БТР 80 или 70. На машине меняли крышу, ставили другой погон под башню. Это заметно по конструкции броневика. БТР 82АМ это вариант переделки его старшего брата восьмидесятки. Меняли башню, устанавливали новый мотор, электронику на БТР 80. Это во многом делать проще, чем собирать новые корпуса, а старые похожие списывать в утиль.
Считается, что украинский БТР 4Е имеет более прогрессивную компоновку корпуса, по сравнению с БТР 80, 3Е и 82А. Десант может покидать салон через задние двери, а водитель и правый пассажир через боковые двери. Все остальные имеют вариант выхода через верхние и боковые люки в средней части борта. Тут конечно можно спорить какой вариант лучше. И тот и другой имеют свои плюсы и минусы.
Боковые двери в передней части БТР 4Е дают некоторое преимущество экипажу. Водителю и пассажиру переднего сиденья удобнее попадать в салон через боковые двери, чем через верхние люки. К тому же боковые двери имеют стеклянные окна, что повышает водителю вариант слежения за дорогой. Правда дверь так же служит слабым элементом бронирования корпуса.
Все 3 БТРа имеют общий недостаток. Они слабо приспособлены к защите экипажа от подрыва противотанковой мины. У них у всех есть недостаток переднего колеса. Водитель и пассажир практически сидят над переднем колесе. И при наезде переднего колеса на мину, водитель или пассажир могут погибнуть от подрыва. У БТР 82А этот недостаток несколько улучшили за счет дополнительного бронирования днища. Тем не менее риск гибели водителя остается высоким.
Украинские БТРы имеют более лучшие приборы наблюдения и прицеливания. Оператор оружия может наводить 30 мм пушку или ПТУР через телевизионный прицел. Который имеет еще и тепловой канал и возможность измерения дальности до цели. БТР 82А имеет в этом плане более традиционные приборы прицеливания.
Я считаю существенным недостатком этих машин их габариты. Более 7,5 метра длина корпуса это серьезный недостаток. Он влияет на маневренность на дорогах и поле боя, геометрическую проходимость. Машины очень хороший как мишени. Виной всему компоновка. Передняя носовая часть практически пустая и несет только две функции. Первая, это помощь при преодолении водных преград. Вторая функция, безопасность. Защищает экипаж от возможных столкновений. Снизив длину машины, можно уменьшить вес, что скажется на проходимости и подвижности, а так же на экономичности. Либо позволит повысить бронирование корпуса в нужных местах.
Правда существующая компановка корпуса, позволяет равномерно разместить нагрузку на колеса. Это снижает козление при движении машины.
Вообще такого рода боевые машины часто критикуют, за недостаточность вооружения или бронирования. Хотят, что бы машины выдерживали удар 100 кг бомбы, при этом весили мало и ехали быстро. Так не бывает.
Бронетранспортеры имеют свои плюсы. Это использование в производстве комплектующих от серийных грузовиков, подвижность, экономичность по сравнению с гусеничной техникой.
Какими бы недостатками не обладали эти машины, у них всегда есть плюс. Это бронированные колеса с комплексом вооружения, которые помогают пехоте в бою. Просто нужно правильно ее применять.