По осени не только цыплят считают

Материал рубрики "Мнение профессионалов"

Но и проводят первичные оценки процессов, которые во многом определяют возможный сценарий завершения года.

Регулярный характер работы выявляет особенности анализируемого периода, его специфику. Приближается осень, так что пора начать оценивать итоги года.

По осени не только цыплят считают

· Специфика прошлого года определялась последствиями пандемии, которая охватила многие страны мира. Особенность этого года — экономическая война, развязанная «коллективным Западом» против России. Она «посмела», с точки зрения «недружественных» стран, принять действенные меры по защите своего суверенитета и спасению жизни людей на Донбассе. Неутомимо вводятся пакеты санкций, направленных на значительное ухудшение условий функционирования российской экономики. Уже заявлено о седьмом. На этом фоне, без излишней рекламы, начался процесс ослабления США и ЕС по отдельным направлениям ранее принятых санкций, включая и банковскую сферу.

· В этих условиях действия, предпринимаемых органами государственного регулирования для противодействия санкционному давлению, смягчению его последствий, а также созданию условий для дальнейшего роста экономики имеют первостепенное значение. Их результативность не только определит итоги текущего года, но и возможное развитие ситуации в последующих периодах.

· Акцент июля — действия по совершенствованию организации и повышению эффективности развития промышленности страны. Главное, что не только в намерении систематизировать руководство развитием этой важнейшей и базовой сферы российской экономики. Решения нацелены на долговременный и перспективный процесс реформирования и развития всего промышленного комплекса и входящих в него отраслей с приоритетом высокотехнологических разработок с учетом необходимости решения региональных и социальных аспектов данного процесса.

· Решения базируются не на пустом месте. Еще ранее были приняты программы развития автопрома, авиастроения, судостроения и радиоэлектроники. На базе мер в сфере промышленной политики 2014 года начали, в частности, формироваться механизмы системной поддержки НИОКР и субсидирования комплексных инвестпроектов. Приняты решения по выделению льготных кредитов на пополнение оборотных средств, обеспечению механизма формирования компонентной и ресурсной базы промышленности. Сейчас особое внимание уделено воссозданию и ускорению развития такой стратегической отрасли, как станкостроение.

· Значительные ожидания «недружественных стран» были связаны с санкциями в отношении тех отраслей экономики, которые обеспечивают добычу полезных ископаемых и экспорт топливно-энергетических ресурсов. Несмотря на все попытки нанести ущерб экспорту российских энергоносителей, реальный ущерб в основном нанесен западным странам-потребителям. По последним данным, вклад нефтегазового сектора в экономику России в январе—марте 2022 года достиг 21,7%, что стало наибольшим значением как минимум с 2017 года. По сравнению с первым кварталом 2021 года этот показатель вырос на 4,4 процентного пункта. В июне экспортная выручка России увеличилась на $700 млн. и достигла $20,4 млрд. что на 40% выше среднего показателя прошлого года.

· Стремление ограничить внешнюю торговлю России привело, по данным Банка России, к рекордному торговому профициту во втором квартале 2022 года — объем экспорта превысил объем импорта на 70,1 миллиарда впервые с 1994 года. По опубликованным данным, объем экспорта с апреля по июнь составил 153,1 миллиарда долларов по сравнению с 166,4 миллиарда долларов в первом квартале. Импорт сократился с 88,7 до 72,3 миллиарда долларов. Увеличение доходов от экспорта энергоносителей и сырьевых товаров помогло компенсировать влияние введенных западных санкций. Согласно предварительным данным регулятора, за первую полугодие текущего года положительное сальдо текущего счета платежного баланса России выросло в 3,5 раза по сравнению с тем же периодом 2021.

· Состояние финансовой сферы, на которую также были направлены действия в рамках принятых пакетов санкций «недружественных стран», также далеко от ожидаемых результатов. Согласно отчету Минфина за первое полугодие, достигнут профицит бюджета– 1 трлн. 373 млрд. рублей. Нефтегазовые доходы выросли на 66% к показателям за год, ненефтегазовые на 49%.

· Промежуточные итоги должны вселять определенный оптимизм в отношении финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ по стабилизации положения в экономике. Однако Минфин не позволяет расслабляться. Несмотря на достигнутый за шесть месяцев профицит, согласно существующим бюджетным проектировкам, дефицит федерального бюджета в текущем году достигнет 1,665 трлн. рублей, в 2023 году -1,591 трлн. рублей, в 2024 году сократится до 1,413 трлн. рублей, а в 2025 году — до 1,358 трлн. рублей. Вот такая предложена перспектива в условиях заявленного перехода к опережающей модели развития экономики.

· Конечно, в мировой практике есть примеры, когда отдельные страны в своей стратегии ориентированы на приоритет бюджетных расходов в целях обеспечения нужд развития экономики. Однако такой подход всегда был чужд нашему Минфину. Не случайно он внес в правительство предложения по новым параметрам бюджетного правила. Похоже, неиссякаемая тяга к накопительству, которое не имеет никакого здравого смысла в связи с беспрецедентными вызовами для российской экономики в настоящее время, и которое может не ограничиться текущим периодом, сохранилась.

· Предложения по бюджетному правилу в определенной мере это связаны с полемикой, которая продолжается в связи с укреплением курса рубля. Оппонентом Минфина в данном случае выступают Минэкономразвития и Банк России. По мнению руководства Минэкономразвития, «Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которая заключается в том, что мы сокращаем расходы и с этими деньгами выходим на валютный рынок, предъявляем спрос на валюту и тем самым повышаем курс». При этом отмечено, что в рамках той конструкции, которая сейчас предлагается, «мы скорее ухудшим ситуацию, потому что в условиях недостатка спроса сокращение бюджетных расходов только еще более негативно повлияет на экономику", Трудно что-либо добавить.

· В последние месяцы ЦБ последовательно снижает уровень ключевой ставки после значительного повышения в марте текущего года. Но при этом в апреле он вернулся к практике изъятия денег из оборота банков, хотя и в минимальном пока объеме. Снижен объем его кредитования банков. И это на фоне, когда движение денежных потоков свидетельствует о недостаточности их поступлений для осуществления деятельности.

· К этой нерадостной перспективе стоит добавить крайне негативную оценку положения в секторе домашних хозяйств, которая содержится в опубликованном докладе ЦБ «Региональная экономика: комментарии ГУ», согласно которому ничего хорошего аналитики этого ведомства не наблюдают. Доклад доступен в открытом доступе, так что нет необходимости цитировать его положения. Оценка общеэкономической ситуации в этом докладе принципиально отличается в худшую сторону от оценок других органов государственного управления.

· Один из экспертов, прочитавших данный доклад, констатировал: «Картина нарисована вполне честно, и она не выявляет каких-либо положительных тенденций. Экономика России пикирует с нарастающей скоростью». Очень эмоциональное заявление, абсолютно не подкрепленное какими-либо фактическими выкладками. Так, что в опубликованном докладе нужно было ставить ограничение «65+». Такой доклад может быть предназначен только для тех, кто обладает определенным профессиональным и жизненным опытом, позволяющим самостоятельно объективно понять происходящее.

· Устойчивость экономики под санкциями как промежуточный итог к середине года, пока удерживается, несмотря на определенную разнонаправленность в действиях регулирующих органов. Посмотрим, что покажет осень.