По пути Прибалтики. Дания хочет закрыть Балтийское море

Еще один "доброволец" был рекрутирован для спасения Запада от полного провала санкций на российскую нефть. Так, вчера в британском Financial Times вышла статья, сообщающая, что Дании от имени ЕС будет поручено инспектировать и потенциально блокировать танкеры с нашей нефтью, проходящие через её воды. Обоснование банальное — якобы отсутствие западной страховки очень сильно "угрожает окружающей среде".

По пути Прибалтики. Дания хочет закрыть Балтийское мореFinancial Times: "Дания может заблокировать доступ российских нефтяных танкеров на рынки"

Правда уже к вечеру Reuters выпустил "опровержение" данной информации. Якобы Европейский союз ничего подобного даже не планирует. Хотя по факту был подобный запрос к Дании или же не был — совершенно неважно. Западной прессе все равно уже никто особо не верит. Да и претворить свои угрозы в силу ни Дания, ни другие желающие все равно бы не смогли. Хотя перекрыть для России Балтийское море превратилось в буквально "голубую мечту" Запада.

Мудрено ли — через него идет порядка 60% (или 2 млн баррелей в сутки) от общего объема морского экспорта нашего "черного золота". Который никак не собирается подчиняться механизму "потолка цен" от G7, введенного практически год назад (5 декабря 2022 года). Напомню, что, согласно их требованиям, западные компании не имеют права оказывать транспортные и страховые услуги, если партия нефти продается выше установленного лимита в 60 долларов за баррель.

Таким образом, Запад стремился либо существенно ограничить Россию в доходах, либо в принципе их перекрыть. В самом идеальном варианте "выпавшие" российские объёмы должны были заместить другие участники рынка. Однако мало того, что ни того, ни другого не случилось, так они ещё и себе "по ногам выстрелили". Если ранее Запад по сути обладал полнотой информации об экспорте нашей нефти, т.к. имел монополию на перевозки, то теперь они вынуждены признать, что уже потеряли порядка 2/3. По их собственным подсчетам (например, морской платформы Lloyd's) "теневой флот" оценивается в 535 судов. Иные источники тоже дают разброс около 400-650 судов.

Более того, подобное привело к серьезному падению ставок на фрахт. Уточню, что прошлогодние огромные скидки на нашу нефть во многом были ни чем иным, как платой за риск, а также возросшими услугами логистики и страхования. Ситуация со столь масштабными санкциями на одного их крупнейших экспортеров была беспрецедентная, поэтому требовалось время на перестройку. Тем не менее, по мере того как всё "устаканилось", сократились риски, а вместе с ними и дисконты.

Ограничения же так и не заработали. Западная пресса рисует тревожные отчеты о том, что с лета этого года ни один сорт российского "черного золота" не уложился в "потолок". Однако не забываем, что они оперируют данными Минфина, который продолжает ориентироваться на британское агентство Argus. А он формирует цену А — путем опросов, Б — виртуально, т.е. до тех портов, куда наша нефть уже как год не отправляется. Если бы FT открыли данные таможни КНР, то их бы ждало ещё более сильное разочарование, т.к. по их цифрам "потолок" с момента его введения вообще не соблюдался.

По пути Прибалтики. Дания хочет закрыть Балтийское море

Нам придется ужесточить меры… У нас нет ни малейшего желания позволять России продолжать в том же духе,

— приходит к выводу британское издание. Однако их инструментарий воздействия по сути исчерпан. Угроза вторичных санкций тоже не работает. Ни Китай, ни Индия (т.е. наши крупнейшие покупатели), ни все остальные решительно никак не реагируют на западные "хотелки".

Поэтому угрозы перекрыть судоходство на Балтике — это ни что иное, как последний козырь Запада. Который фактически выглядит как банальный жест отчаяния. Ведь все прекрасно понимают, что на подобный шаг никто не решится. В материале, посвященном расследованию инцидента с подрывом эстонско-финского газопровода Balticconnector, я уже пояснял, имеют ли прибалтийские карлики право грозить блокировкой судоходства. Напомню, что на тот момент подобное желание высказал президент Латвии.