Победа России: Литовские власти поссорились из-за калининградского транзита

Победа России. Литовские власти поссорились из-за калининградского транзита

В Литве нарастает недовольство из-за резкой смены позиции Еврокомиссии по транзиту в Калининградскую область. Еще в середине июня республика перестала пропускать через свою территорию в российский регион товары, попавшие под санкции ЕС, однако спустя месяц Брюссель предоставил Москве документ, снимающий этот запрет.

Местная оппозиция убеждена, что вина за такое решение лежит на некоторых литовских политиках, включая министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса. При этом члены демократической партии «Во имя Литвы» и вовсе хотят призвать дипломата к ответственности.

«В своих ответах министр обвиняет Еврокомиссию и ее структурные подразделения. Создается впечатление, что во всех решениях виноваты эти учреждения, но только не МИД», — подчеркнул депутат Сейма Саулюс Сквернялис.

В свою защиту Ландсбергис отметил, что при обсуждении антироссийских санкций в Брюсселе литовское правительство поднимало вопрос о калининградском транзите «на всех уровнях», в том числе и в совете глав стран-участниц объединения.

«Точно так же я поднимал, точно так же посол поднимал. Вопрос Калининграда поднимался как требующий особого внимания», — заверил глава литовского МИДа.

Его поддержала председатель литовского Сейма Виктория Чмилите-Нильсен, выразившая мнение, что политики не несут ответственности за позицию Еврокомиссии по ситуации вокруг Калининграда. По ее словам, Вильнюс не проиграл в споре с Россией, поскольку транзит составляет сравнительно небольшую часть от всех санкционных мер.

«Мы не должны ввязываться во внутренние споры, создавать кризисы, которые только радуют наших внешних врагов», — заявила она в эфире радио LRT.

С 18 июня Вильнюс прекратил пропускать по железной дороге в Калининград транзитные составы с товарами, попавшими под санкции ЕС. Тогда в литовском МИД объяснили, что мера принята после консультаций с Еврокомиссией, однако в Москве сочли такое решение незаконным. Калининградский губернатор Антон Алиханов направил правительству и администрации президента проект ответных мер.

Менее чем через месяц «Известия» со ссылкой на высокопоставленные источники с российской стороны сообщили о том, что Брюссель и Москва договорились о транзите грузов в Калининград. По данным издания, ЕС предоставил документ, который «полностью удовлетворил» Москву. В нем было указано, что нельзя ограничивать перемещение грузов между частями РФ.

Затем свои разъяснения опубликовала и Еврокомиссия. Согласно позиции органа, ограничения действуют на доставку подсанкционных товаров автотранспортом, однако этот режим не распространяется на железнодорожные перевозки при условии, что они «не запрещены в соответствии с регламентом».

В то же время официальный представитель ЕК Дана Спинант заверила, что организация полностью поддерживает Литву, несмотря на разрешение железнодорожного транзита в Калининградскую область. По ее словам, у Брюсселя и Вильнюса общая цель — «применять жесткие санкции, которые имеют большое влияние на экономику России».

Однако литовским властям этого оказалось недостаточно. Министр финансов республики Гинтаре Скайсте призвала ЕК расширить ограничения против Москвы в финансовом и энергетическом секторах.

«Европейская комиссия должна сыграть ключевую роль в этом отношении, как в подготовке будущих пакетов санкций, так и в координации единого применения ограничений в рамках ЕС и в предотвращении возможного обхода санкций», — призвала она.

Ранее ЕС утвердил седьмой пакет санкций против России. Он включает запрет на импорт российского золота, заморозку активов Сбербанка, а также ограничения на торговлю товарами двойного назначения, бухгалтерские услуги и аудит.

Лина Белова