Почему Казахстан не станет «вторым Афганистаном»
Страхи, что участие российских миротворцев в миссии ОДКБ по наведению порядка в Казахстане может иметь параллели с СССР и неудачным афганским прошлым, совершенно безосновательны.
Ураганные события 5 января в Казахстане привели к коллапсу законной власти. Крупнейший город – Алматы – вышел из-под контроля: главные административные здания сожжены, пострадали сотни магазинов, автомобилей (значительную часть из которых составляли скорые, пожарные и т.п. машины), многие работники правоохранительных органов и военнослужащие получили ранения или убиты. Противники власти разгромили здание Комитета Национальной Безопасности и получили там для себя солидные запасы огнестрельного оружия, что окончательно изменило ситуацию с уличных протестов на вооружённый мятеж.
В этом контексте президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о начале антитеррористической операции: трезво взвесил собственные силы и деморализованное состояние полиции и счёл за лучшее обратиться к помощи государств-членов ОДКБ, в состав которой входят Казахстан, Россия, Армения, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан. Официальное обращение о помощи прозвучало вчера вечером, а уже сегодня первые самолёты с миротворцами ОДКБ прибыли в Казахстан.
Здесь наша вводная часть заканчивается и мы переходим к двум весьма острым вопросам, которые было бы нечестно и глупо проигнорировать. Вместе с тем, ответить на них не так уж сложно.
Итак, первый вопрос: «Россия то ли повторяет подавление «Пражской весны», то ли влезает во «второй Афганистан» – не выльется ли это в долгую и затратную операцию с минимумом профита и максимумом потерь?».
Второй вопрос: «Получается, что Россия внезапно вынуждена перебросить войска с западного направления на восточное – не воспользуются ли этим Запад и Украина для проведения вооружённых провокаций?».
Давайте спокойно и без эмоций ответим на оба, тем паче, что достаточно официальной информации и твёрдых фактов.
Начнём с «Пражской весны» и «Афганистана». Оба сравнения совершенно некорректны – перед нами другой «пейзаж». В Чехословакии в 1968 году существовало мощное и уже оформившееся движение за реформы, которое возглавлял, на минуточку, сам лидер страны. В Казахстане есть стихийный протест, который пока не выделил никаких лидеров, ведущих за собой народ. В Чехословакии сторонники демократизации не громили магазины и не жгли собственный город, отталкивая от себя огромную часть народа — а тут мы видим, как «революционеры» успели всего за сутки полностью опозориться. Ну, а в Афганистане партизанским было всё: горный ландшафт, дикарское население, религиозный фанатизм и спонсор-Пакистан через прозрачную границу. Сравнивать горы Афгана с казахской степью, в которой партизанить можно было только в 19 веке, просто бред.
Но дело даже не в этом! А в том, что Россия прекрасно понимает, что отправлять своих миротворцев «таскать каштаны из огня» для Токаева не очень разумно. И поэтому: «Коллективные миротворческие силы ОДКБ, которые будут направлены в Казахстан на фоне беспорядков, нацелены на обеспечение безопасности объектов инфраструктуры республики. Об этом сообщил в четверг, 6 января, председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. Он подчеркнул, что «зачистку и всё, что происходит сейчас, делают ведь не ОДКБ, а местные силы».
Конкретика в том, что силы ОДКБ будут «подпирать» местных, разгружать их от необходимости оборонять критически важные объекты, а также поддерживать морально. Придерживаться оборонительной тактики, а не бегать по переулкам в поисках хулиганов – это мудрое решение. Зная, что банк или вокзал охраняют миротворцы ОДКБ с автоматами, мятежники туда, скорее всего, не сунутся. А искать и нейтрализовать толпы погромщиков по городу будет казахстанская полиция. Так, заодно, снимается репутационный риск в привычном негативном нарративе в адрес России. Не дождётесь, так сказать!
Ответ на второй вопрос тоже не сильно сложен. Никакие сколько-нибудь значимые силы в составе миротворцев ОДКБ Россия в Казахстан не вводит, речь идёт буквально о нескольких подразделениях. Полагать, что этим «оголяется» обороноспособность на западных рубежах – смешно.
Но главное в том, что в Казахстан направлены именно силы ОДКБ, а не войска отдельных стран: «В соответствии с решением Совета коллективной безопасности ОДКБ, принятым 6 января 2022 г., в Республику Казахстан на ограниченный по времени период для стабилизации и нормализации обстановки направлены Коллективные миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности. В их состав вошли подразделения вооруженных сил Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан».
Всего ОДКБ предусмотрена численность миротворческой миссии в 3600 человек. Этого совершенно достаточно для тех функций, которые были озвучены выше. Учитывая, что армейские части с полным комплектом снабжения и вооружения способны противостоять существенно большим по численности иррегулярным формированиям, можно смело утверждать, что миссии ОДКБ удастся спокойно парировать угрозы от десятков тысяч мятежников. А там столько, кажется, и нет: по крайней мере, вооружённых – точно.