Почему публикация дипломатической переписки по Донбассу так возмутила Запад
17 ноября российский МИД опубликовал переписку Сергея Лаврова с коллегами из Франции и ФРГ для того, чтобы избежать искажений позиции Москвы относительно встречи дипломатов в «нормандском формате» и «предотвратить дальнейшие спекуляции» на эту тему.
Напомню, встреча глав МИД «нормандской четверки» планировалась в начале ноября, однако стороны так и не смогли согласовать повестку.
Решение об обнародовании переписки Лавров объяснил словом «достали». Он пояснил, что в предшествующие недели европейские коллеги делали «аррогантные, не очень этичные заявления», пытаясь выставить ситуацию в таком свете, будто все готовы к переговорам, а лично Лавров «не хочет», несмотря на поручение российского президента.
В ответ на это в дипломатическом ведомстве ФРГ заявили, что Берлин и Париж расценивают обнародование переписки как нарушение дипломатической практики.
Что же такого было в этой переписке, что так возмутило Берлин и Париж? Очевидно, свидетельство того, что замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков назвал «передергиванием ситуации с целью выставить российскую сторону недостаточно заинтересованной в конструктивной работе».
В письме Лаврова коллегам от 29 октября он сообщает, что их встреча в рамках «нормандского формата» должна быть тщательно подготовлена и предлагает проект итогового заявления, прося дать комментарии. Если кто не знал, такие итоговые заявления всегда согласовываются сторонами заранее, это нормальная практика. В предложенном Москвой документе отмечается необходимость проанализировать причины отсутствия прогресса во внутриукраинском урегулировании, ситуация в котором остается напряженной, в том числе из-за невыполнения Минских соглашений и договоренностей, достигнутых главами государств на саммите в Париже в 2019 году. В документе также подчеркивалась важность прямого взаимодействия Киева с Донецком и Луганском, а также прекращения законотворческой деятельности Украины, противоречащей Минским соглашениям (в частности, принятых Киевом законов о языке, образовании и правах коренных народов и внесенного в Раду законопроекта «об основах государственной политики переходного периода»).
Наконец, документ рассматривал положения совместного заявления по итогам саммита ЕС–Украина, состоявшегося в Киеве 12 октября с. г., как искажающие содержание Минских соглашений (в нем содержатся привычные пропагандистские штампы с осуждением «очевидного нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины вследствие актов агрессии российских вооруженных сил», цель этих штампов – выставить РФ стороной конфликта).
Что же ответили на это главы внешнеполитических ведомств Германии и Франции? Они заявили, что полностью согласны с необходимостью активизации совместных усилий по достижению урегулирования, однако отметили, что в предложении Лаврова содержатся оценки, с которыми они не могут согласиться. В частности, о внутриукраинском характере конфликта и посреднической роли России наряду с ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе. Кроме того, по их словам, положения о налаживании прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском не найдут поддержки среди участников «нормандского формата». Кроме того, им не нравится, что в проекте заявления отсутствуют упоминания о необходимости предоставления мониторинговой миссии ОБСЕ доступа ко всей территории Украины для полного исполнения своего мандата.
Тут стоит пояснить, что задача СММ ОБСЕ заключается в верификации прекращения огня и отвода техники, т. е. место ее работы – линия разграничения. Что касается, к примеру, миссии на границе, мандат которой не был продлен Россией этой осенью, – это совсем другая история, не имеющая отношения к Минскому протоколу и предпринятая в свое время по доброй воле России.
И вообще странно, что у Берлина и Парижа не возникло вопросов к СММ после похищения офицера СЦКК украинскими спецслужбами. Ведь СММ фактически отстранилась от данной ситуации. Как и от всех фактов нарушения прав человека, которые её наблюдатели не могли не видеть (недаром в Донбассе их прозвали «обществом слепых»).
Ну да ладно. Идем дальше. Не нравится им диалог между Киевом и республиками. Но в Минских соглашениях сказано, что все политические моменты должны решаться по согласованию. Может, им не нравится работа и ТГК и ее тоже стоит прекратить?
Ну а что там с внутриукраинским характером конфликта и посреднической ролью России? Это попытка выставить Москву стороной конфликта? Но ваша любимая ОБСЕ никаких следов российских войск в Донбассе не нашла, вообще-то. А попытка представить обратное – это переписывание Минских соглашений, где Россия четко выступает посредником наряду с ОБСЕ!
Далее Маас и Ле Дриан предлагают франко-германский проект итоговой договоренности. В котором содержатся абсолютно расплывчатые формулировки: бла-бла-бла о необходимости активизировать усилия, добиться выполнения Минских соглашений и решений последнего саммита глав государств «четверки» и подготовить новую встречу.
А с какой целью встречаться, если ничего не выполнено? Очередная встреча ради встречи? Но Москва уже не раз давала понять, что в этом нет никакого смысла. В проекте итогового заявления министров Ле Дриана и Мааса говорится о необходимости встречи глав для… обмена мнениями по политическим аспектам: проведение выборов, вывод и разоружение НВФ, конституционная реформа, имплементация формулы Штайнмайера и т. д.
В общем, на колу мочало – начинай сначала.
Лавров прямо указывает в ответ, что несогласие с необходимостью прямого диалога между сторонами дискредитируют Минские соглашения, а что касается ОБСЕ, то для выполнения своей миссии она должна наладить контакты с местными властями и обществом, и только им решать, куда допускать наблюдателей, а куда нет. При этом, как отметил С. Лавров, эта практика применяется уже много лет. Так что не очень понято возмущение Ле Дриана и Мааса.
Лавров также прямо указывает, что режим прекращения огня зависит не от решений «четверки», а от Украины, которая его не выполняет и которую надо заставить его выполнять. Предлагаемая Берлином и Парижем «перефокусировка» на выполнение решений парижского саммита также зависит от Киева и не требует встречи «четверки», решить вопрос с Киевом может и должна «евродвойка».
Кроме того, глава российского МИД подчеркивает, что безапелляционное заявление наших «партнеров» о невозможности прямого диалога тянет на переписывание Минских соглашений.
Наконец, Лавров обращает внимание на то, что французский и немецкий коллеги проигнорировали предложение Москвы положить конец последовательной законотворческой деятельности Киева по подрыву позиций русского языка и языков других меньшинств во всех сферах общественной жизни, а также оставили без комментариев оценку законопроекта «о госполитике переходного периода».
При этом Лавров отмечает, что ранее Ангела Меркель и Эммануэль Макрон заверили Владимира Путина в том, что повлияют на Владимира Зеленского, чтобы этот документ не был принят.
Об упомянутом законе стоит сказать отдельно. Он не просто разрешает Украине не выполнять Минские соглашения, но и запрещает ей делать это. Россия в нем называется «оккупантом», а власти республик – «оккупационными администрациями». Таким образом, Киев запрещает самому себе вести переговоры с Донбассом и перечеркивает посредническую роль России, закрепленную «Минском».
Кроме того, закон отменяет амнистию, вводя вместо нее люстрацию, объявляет недействительными российские и республиканские паспорта, что дает основания не выпускать людей за границу, если Киев получит контроль над ней (а это уже наводит на мысль о фильтрационных лагерях). Документ также ставит минский алгоритм с ног на голову, требуя получения контроля над границей до выборов, которые Киев планирует проводить по своему сценарию. И заявляет: никаких «особых статусов» и изменений в Конституцию! Наконец, предлагаются меры зомбирования граждан, декоммунизации и дерусфикации.
Это не просто индульгенция, дающая право не выполнять Минские соглашения, это готовый план оккупации Донбасса! И Венецианская комиссия дала добро! О чем после этого говорить с Европой вообще?
Относительно утверждений о том, что лидеры государств «нормандской четверки» признали необходимость встречи глав МИД, С. Лавров напомнил слова В. Путина о том, что он даст указание изучить такую возможность, подчеркнув, что для Москвы главное значение при этом имеют содержание любых возможных дискуссий и констатация положения дел с выполнением положений предыдущих встреч. Иначе контакты и договоренности будут дискредитироваться, как парижский саммит и его решения.
Видимо, не дожидаясь С. Лаврова, Маас и Ле Дриан провели переговоры с главой МИД Украины Д. Кулебой в рамках «Восточного партнерства». После этого было выпущено крайне невзвешенное заявление, идущее вразрез со всеми предыдущими договоренностями. В частности, России пригрозили некими последствиями за «попытки подорвать территориальную целостность Украины», Россию обвинили в очередном отказе от встречи на уровне министров «нормандского формата». При этом Берлин и Париж игнорируют отказ Киева от выполнения принятых на себя обязательств, с чем как раз увязан возврат Украине территориальной целостности.
В этих условиях, пишет С. Лавров в очередном письме своим западным коллегам, России не остается ничего, кроме как придать огласке переписку для того, чтобы прояснить истинную роль и намерения России в мирном процессе.
Я не дипломат и не знаю, есть ли тут нарушение дипломатической этики. Но я точно знаю, что в деятельности Берлина и Парижа есть четкое намерение во всем выгораживать Киев. Это ведь такая удобная позиция, когда видишь, что выхода из тупика нет, – все спихнуть на другого. Украина годами чувствует себя весьма комфортно, не выполняя своих обязательств, но представляя дело так, что обязательства не выполняет Россия, игнорируя тот факт, что у России вообще нет никаких обязательств, кроме посреднических. И Германия с Францией ей в этом подыгрывают.
Зачем? Да потому что тоже понимают, что находятся в тупике, но не хотят признаться, что в тупик этот привела в том числе их политика бездумной поддержки Украины. Им также выгодно все спихивать на Россию, заодно заставляя Москву нести издержки от содержания этого токсичного актива.
Затягивание ситуации их всех полностью устраивает. Во всяком случае, это лучше, чем разрешение ситуации не на их условиях.
18 ноября врио канцлера ФРГ Ангела Меркель прокомментировала публикацию дипломатической переписки Москвой, выразив сожаление, что саммит «нормандского формата» не состоялся, и посетовав, что Россия отвергает «встречи ради встреч».
Очевидно, Меркель, уходя из политики, в глубине души очень переживает, что не получилось с Украиной, которая стала самым большим ее провалом за всю карьеру. Переживает, что написанные при ее участии соглашения, очевидно, невыполнимы, и она и ее главы МИД всегда вынуждены были врать и передергивать, чтобы оправдать свои просчеты. И что ее преемнику, очевидно, придется делать то же самое…
До тех пор, пока этот замкнутый круг не будет разорван с помощью грубой силы. Вот только кому от этого станет лучше – вопрос отдельный.