Почему России не обойтись без платных дорог
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Почему России не обойтись без платных дорогСегодняСегодня34 минОглавление
Показать ещёБолее 3500 километров дорог в России являются платными
Фото:
Дмитрий Еремеев / ForPostБолее 3500 километров дорог в России являются платными
Фото:
Дмитрий Еремеев / ForPost
"Все дороги в России могут сделать платными", "Бесплатных дорог в России к 2030 году может не остаться", "Автомобилисты будут платить вдвойне" — такими заголовками пестрило информационное пространство несколько дней назад. Что произошло на самом деле и возможно ли сделать все дороги платными или бесплатными — в материале ForPost.
Платные дороги в России к 2030 году
На просторах форума "Kazan Digital Week" замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства Росавтодор Денис Кирюхин заявил, что затраты на строительные ресурсы и содержание дорог с каждым годом только растут. Он напомнил, что уже произошло крупное изменение в тарифах — повышение стоимости за километр пробега. По словам Кирюхина, к 2030 году проезд по всем дорогам России может стать платным, сообщили в РБК.
"Это пока только в рамках обсуждения, но тем не менее", — уверенно заявил замначальника управления Росавтодора.
Позже Минтрас РФ опроверг высказывание Кирюхина.
"В Минтрансе России идея введения платного проезда по всем дорогам страны не обсуждается и не рассматривается. Данное мнение было высказано отдельным спикером в ходе экспертной дискуссии. Министерство не поддерживает эту инициативу", — привёл ТАСС слова Шестакова.
Общественное негодование, возникшее после заявления Кирюхина, утихло, но сама идея сделать все дороги в России платными периодически возникает в экспертном сообществе. С одной стороны, она сулит решение ряда проблем: появление стабильного источника финансирования ремонта и строительства, снижение нагрузки на трассы за счёт перераспределения потоков. С другой — её реализация на всей территории страны чревата социальным взрывом.
Типы автомобильных дорог
В 2024 году насчитывалось 129 дорог федерального значения. Об этом сообщили в Autonews.
Типы российских дорог различаются по назначению, которое указано в первой букве номера:
- трассы с буквой "М" — это главные магистрали, которые расходятся от Москвы и связывают столицу с другими ключевыми городами и центрами страны;
- дороги с буквой "Р" имеют региональное значение. Они соединяют между собой столицы разных субъектов РФ в пределах одного федерального округа;
- дороги с буквой "А" — это подъездные пути федерального или регионального уровня. Они ведут к важнейшим транспортным объектам: крупным аэропортам, морским портам и железнодорожным терминалам.
Почему все дороги нельзя сделать бесплатными?
По данным Росстата на апрель 2025 года в России было 502 тыс. км региональных дорог и 66,2 тыс. км — федеральных. Более 3500 километров дорог являются платными.
Идея отменить плату за проезд по всем дорогам страны звучит крайне привлекательно для любого автомобилиста. Однако полный отказ от платных участков может усугубить проблемы российской дорожной сети.
Экономист Даниил Кузнецов в ходе беседы с корреспондентом ForPost отметил, что основная причина — нехватка бюджетных средств. Содержание и строительство современных высокоскоростных магистралей требуют крупных инвестиций. Государственный бюджет формируется в том числе из налоговых поступлений, которых зачастую просто не хватает на масштабные инфраструктурные проекты без ущерба для других социальных отраслей.
"Модель платных дорог эффективна там, где есть эластичный спрос и выбор, — считает эксперт. — Она позволяет привлекать частные инвестиции, разгружать существующую сеть и строить объекты более высокого класса. Однако тотальная коммерция — путь в никуда. Задача государства — найти баланс".
По мнению Даниила Кузнецова, пользователи платных дорог получают ряд преимуществ: экономию времени и топлива, комфорт и безопасность.
Если же переложить финансирование таких дорог полностью на государственный бюджет, то есть на всех налогоплательщиков, возникнет вопрос справедливости, отмечает экономист: почему житель отдалённого села, который никогда не поедет по ЦКАД, должен через свои налоги оплачивать комфорт столичного автомобилиста? Кузнецов считает: платная модель позволяет распределять затраты более точечно.
"Нужно развивать платные магистрали–дублёры для коммерческого транспорта и желающих сэкономить время, но при этом поддерживать в нормальном состоянии бесплатную альтернативу, — убеждён специалист. — Доходы от платных участков должны быть прозрачными и направляться на содержание всей дорожной сети, а не только на дивиденды инвесторов".
Плата за дороги является эффективным инструментом в управлении спросом, считает экономист. Она позволяет разгрузить самые загруженные направления, предоставляя водителям выбор: бесплатная старая трасса, например, М10 "Россия" с возможными пробками или быстрая и комфортная, но платная М11. Это не только повышает безопасность, но и даёт альтернативу тем, для кого время важнее денег, говорит Кузнецов.
Дарья Клименко
Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!