Почему российский «ультиматум» Украине – самое щедрое и простое предложение закончить конфликт

Почему российский «ультиматум» Украине – самое щедрое и простое предложение закончить конфликт

Признание Крыма, нейтральность и демилитаризация – три пункта, которые не требуют от Украины никаких затрат, но могут решить все её проблемы.

Выступая на пресс-конференции 22 февраля, президент России Владимир Путин высказал несколько принципиальных предложений к украинской стороне, которые могли бы разрешить усугубившуюся напряжённость между Россией и Украиной. Разъясняем всю логику и перспективы этой концепции: почему она видится самым простым и, что важно, «дешёвым» вариантом для Киева выйти из нынешнего положения.

Начнём с того, что термин «ультиматум», которым поспешили окрестить слова Путина – неверен. Ультиматум – это официальная дипломатическая нота, это раз, а во-вторых – он обязательно подкрепляется негативным условием: если не сделаете, то… Никаких угроз от Путина не исходило, поэтому предложение нужно считать именно предложением. Причём – достаточно «добрым», и мы сейчас поймём почему.

Итак, Президент России выдвинул три ключевых условия: признание волеизъявления крымчан относительно судьбы своего края в 2014 году, провозглашение нейтральности Украины и её дальнейшая демилитаризация.

По пунктам: что теряет Киев, соглашаясь с давно уже устоявшимся статусом Крыма? Ничего. Вообще ничего. Мало того, что буквально ни копейки, так ещё и минимум репутационных потерь – всем на Украине ясно, что Крым ушёл навсегда и вернуть его силой не удастся, так что признание этого факта лежит в рамках простой логики, которая способна сквозь любое национальное самолюбие достучаться до головы каждого гражданина. То есть, первый пункт, по сути, вообще – про «безвозмездно, то есть даром». Чистая формальность. Почему бы не обменять эту формальность на отмену колоссальных убытков от падения инвестиционной привлекательности Украины, которое сейчас ежедневно лишает её миллионов и миллионов долларов? Тут уже надо думать, что важнее – абстрактная гордость или конкретные убытки.

Второе – нейтральность или та самая «финляндизация». Просто для справки: Финляндия все 45 лет после конца Второй Мировой войны использовала плюсы своего «междумирного» положения на сто процентов, вовсю торговала с СССР, экономила деньги на оборонке, а заодно использовала преимущества посредника для доступа на Запад. То есть, «финляндизация» означает в реальности крайне выигрышную стратегию, к которой можно добавить и, прямо говоря, безнаказанность за действия финнов в Великую Отечественную. За нейтральность все грехи списали. Между прочим, неплохой вариант для многих политиков с тяжёлым прошлым на Украине…

Применительно к Украине провозглашение нейтральности означает примерно следующее: отсутствие иностранных военных на территории страны и невступление в военные блоки. Строго говоря, и тут ничего Киеву для оправдания такого варианта делать не нужно — в конституции Украины уже прописан запрет на размещение иностранных военных баз (статья 17), который можно вполне логично трактовать как отказ от военной интеграции с иностранных государствами. Отказ от размещения баз – это, по сути, и есть отказ от НАТО, потому что в любой стране НАТО есть иностранные военные базы.  Нельзя вступить в Альянс и не получить к себе тут же иностранный военный контингент – спросите у Польши, Прибалтийских стран, Румынии и т. д.

Всего-то и надо: начать соблюдать собственный Основной Закон. Не самое сложное действие  для политика при острой необходимости. Опять же, никаких финансовых издержек это не несёт. Напротив, только плюсы – ведь за «обеспечение безопасности» приходится платить: Польша вон обсуждала в 2018 году строительство американской военной базы за 2 миллиарда евро. Такие суммы точно есть у небогатой Украины?

При согласии на нейтральность становится логичным последний пункт – про демилитаризацию. За последние пару месяцев американские, британские, канадские и т.д самолёты привезли в Киев огромное количество современных вооружений однозначно летального характера – от ПТРК И ПЗРК до снайперских винтовок. Всё это привозилось сообразно украинской военной доктрине сдерживания России  и при новом положении дел теряет своё значение – но может оставаться соблазном для будущих президентов как «ящик Пандоры». От этого провоцирующего фактора лучше сразу избавиться.

Это не означает полного лишения Украины собственных вооружённых сил. Слова Путина дословно:

«Самый главный пункт – это известная степень демилитаризации сегодняшней Украины, поскольку это единственный объективно контролируемый фактор, который можно наблюдать и на который можно реагировать».

Оборот «известная степень» может иметь в виду отказ от разработки крылатых ракет или масштабной программы производства бронетехники, закупки новых боевых кораблей и тому подобного. Но обычная, конвенциональная армия средних размеров, призывная или контрактная, имеет право на существование, как и ряд предприятий оборонной сферы. В конце концов, даже после Версальских соглашений союзники не лишили Германию всех вооружённых сил… Так что этот пункт вполне может не быть раздражителем для озабоченных военным престижем государства лиц. И пусть они задумаются о том, сколько денег можно перераспределить из военного бюджета на социальные нужды типа повышения пенсий или субсидий за коммуналку.

Как видим, ни одно из предложений Путина не несёт в себе сходства с «репарациями», напротив – везде сплошная экономия и финансовые выгоды. Что придумать более простого и щедрого – трудно даже предположить!

Но пока в Киеве звучат голоса «оскорблённой невинности». Премьер Денис Шмыгаль заявил, что для него, как главы правительства свободной Украины, такие предложения неприемлемы – хотя вообще неясно, почему он открыл рот: всё вышеописанное в компетенцию исполнительной власти вообще не входит. Зеленский и компания пока хранят молчание и вполне возможно, что уже задумываются над этими предложениями России как платформой для будущего торга. И это будет весьма разумно с их стороны.