Почему в Европе строили замки, а в России города
Попалась мне тут на глаза фотография какого-то средневекового замка, то ли в Германии, то ли в Чехии, то ли еще где. И я вдруг задумался: а почему в России не строили замков?
Бывая раньше в Европе, я любил посещать средневековые замки-крепости (когда-то давно, еще молодым зеленым лейтенантом во время службы в ЧССР я их много облазил, путешествуя на велосипеде). Хорошо представляю себе устройство «среднестатистического» замка: это приспособленная для постоянной жизни крепость, так сказать, дом-крепость или усадьба-крепость. Автономная, рассчитанная на длительную осаду и ведение оборонительной борьбы. Одновременно это и постоянное место жительства феодала и его двора. Конюшни, кухни, хранилища, склад оружия…
А теперь принципиальный момент: замок рассчитан на защиту феодала, его семьи, его гарнизона и челяди. Т. е. замок изначально строился для себя, любимого и своих приближенных. Часто на вершине холма или даже скалы. Народ оставался в стороне и о его защите феодал не думал. Что там будет происходить за стенами замка, его абсолютно не волновало. Соответственно, и народ судьба феодала не слишком интересовала: каждый сам за себя…
Посещать старинные русские города я тоже очень люблю. В Дмитрове, Переславле-Залесском, Ростове Великом и ряде других наших городов до сих пор в центре сохранились валы древних городищ. Средневековые русские города обносили земляным валом, на котором строилась крепость (стена, башни, часто деревянные), перед валом – ров. То есть, русский князь строил ГОРОД (от слова городить, огородить), предназначенный для защиты всех его жителей и жителей ближайших деревень.
Древний Переславль-Залесский (реконструкция)
В случае войны город защищала не только княжеская дружина, но и все взрослые жители, порой даже женщины. Защищались всем миром.
Позже стали строить каменные кремли (возможно, на европейский манер – что-то ближе к замку). Но Кремль это тоже не только личное хозяйство князя, его дом, но и главные святыни земли: храмы с находящимися в них святыми мощами и чудотворными иконами. Т. е. все равно, функция кремля – защита не только хозяина, но и всеми почитаемых святынь. Территория кремля, как правило, позволяла при необходимости разместить в нем окрестное население, которое опять же и обороняло кремль. Всем миром. Народ дрался не за феодала – за всех, за себя, за город, и феодал (князь) так же бился за всех. И строил для всех, не только лично для себя.
Вал древнего Дмитрова
Вот такая вот цивилизационная разница. В Европе каждый сам за себя, индивидуализм, или, как они любят говорить, «личная свобода». В России – коллективная оборона, «всем миром».
Стоит добавить, что владельцы замков назывались рыцарями. Да-да, это их рыцарские правила нас всегда восхищали: справедливость, благородство, помощь слабым, уважение к женщине… Но боюсь, что единственным таким «настоящем рыцарем» в Европе был Дон Кихот. В романе Сервантеса мы видим, как к его по-настоящему рыцарскому поведению относится реальный мир: с презрением и насмешками. Настоящий рыцарь заботился о себе, любимом и его мало волновала какая-то там справедливость.
Вся Европа покрыта такими замками, они торчат на горах как напоминание об отличительной черте европейского характера: индивидуализме и стремлении к доминированию над всем окружающим. А если еще и вспомнить о «праве первой ночи», картинка будет более полной.
Василий Поленов «Право господина», 1874 г
P. S. Кстати, любители всего европейского часто упрекают Россию, что древние города и даже крепости в ней были деревянные. Почему? На это есть простой ответ: строят из того, что есть под рукой. Много вы на Среднерусской равнине видели строительного камня? Его у нас нет! Это в горах Баварии или Моравии камня сколько хочешь, бери – не хочу. А в России равнина, ближайший камень аж в Карелии, в то время, как дерева было некуда девать в буквальном смысле: его корчевали, чтобы разбить поля. Так что предки наши не от отсталости всё рубили из дерева, а по вполне объективным причинам.