«Подарочный сертификат» от Грузии

«Подарочный сертификат» от Грузии
С апреля 2018 года власти Грузии проводят «реинтеграцию и деоккупацию» республик Абхазия и Южная Осетия, окончательно потерянных в августе 2008 года. Для этого при активном участии США и Евросоюза разработан проект «Шаг к лучшему будущему».

Программа так называемой территориальной целостности была представлена Георгием Квирикашвили, занимавшим на тот момент должность главы правительства Грузии. По задумке, инициатива состоит из трёх ключевых направлений. Первое – расширение и упрощение торговых отношений вдоль линий разграничения путем создания «новых перспектив» для жителей Абхазии и Южной Осетии. Второе – доступность получения образования жителям «оккупированных территорий» как в Грузии, так и за ее пределами. Третье – попытка очаровать граждан РА и РЮО блеском «достижений грузинской демократии», сближением с Евросоюзом.

Фактически, «Шаг к лучшему будущему» является продолжением политики Саакашвили, развёрнутой ещё в 2010 году, после переосмысления результатов «пятидневной войны». Суть этих программ можно передать фразой: «не удалось завоевать отколовшиеся территории, тогда зальём мед в уши, чтобы затем удушить в объятиях». В том или ином виде программа существует уже на протяжении 15 лет, отчего хочется поинтересоваться реальными результатами, достигнутыми грузинским правительством на этом нелёгком пути.

По мнению наблюдателей, несмотря на точечные успехи, процесс завоевания Грузией при помощи «мягкой силы» территорий, следует считать провальным. К примеру, для абитуриентов из Абхазии и Южной Осетии нет ничего особо привлекательного в грузинских учебных заведениях. В республиках с 1994 года прекращено изучение грузинского языка. В конце июля прошлого года грузинское Министерство образования и науки в связи с нулевым наплывом выпускников абхазских школ в грузинские вузы выпустило отчаянное распоряжение зачислять всех прибывших из Абхазии абитуриентов без экзаменов. Глава ведомства Михаил Чхенкели пообещал профинансировать обучение этих студентов в государственных учебных заведениях из бюджета страны при условии их хорошей успеваемости в будущем году.

Наблюдатели отмечают, жители Абхазии и Южной Осетии нередко приезжают в Грузию на лечение, однако это обстоятельство никоим образом не повлияло на их отношение к этой стране. То есть, жители республик охотно пользуются достижениями грузинской медицины, при этом упорно не желают реинтегрироваться.

Что касается расширения и активизации контактов вдоль линии разграничения, то реализация грузинского плана привела к прямо противоположным результатам. К примеру, развитие торговой инфраструктуры на границе с Абхазией для привлечения жителей приграничных районов завершилось тем, что Сухум начал закрывать пункты пропуска. Сейчас официально работает лишь один абхазско-грузинский КПП «Ингури», а контроль линии разграничения осуществляют российские пограничники.

Закрытие КПП с абхазской стороны произошло не по злой воле самой республики. Причины, по которым невозможно возобновить торговые связи вытекают из-за отсутствия чётких законов о свободной торговле, в том числе со стороны ЕС. Кроме того, все попытки реализации реинтеграционной инициативы с 2010 года регулярно проваливаются из-за высокого уровня коррупции в силу отсутствия прозрачных правил.
Помимо прочего, подобные методы «воссоединения территорий» вызывают глухое недовольство и саботаж у грузинского населения, поскольку образовательные и прочие программы предоставляют жителям двух республик существенные преференции в ущерб социальной поддержке самих граждан Грузии.

Если рассматривать проблему интеграционных усилий Тбилиси в целом, то на первое место выходит недоверие населения РА и РЮО к грузинской власти. Прежде чем о чём-то договариваться с грузинским правительством, граждане Абхазии и Южной Осетии желают зафиксировать в мирном договоре обязательства о неприменении силы.

Грузия, в свою очередь, отказывается от такого соглашения, не считая республики сторонами конфликта. В Тбилиси готовы обсуждать проект документа только с Москвой, не желая мириться с фактом, что скорейшее признание «отделившихся» республик пойдёт всем на пользу. При этом, заявления западных держав, регулярно высказывающихся в поддержку «территориальной целостности» наряду с пустыми обещаниями помощи по линии НАТО, ни в коей мере не способствуют урегулированию конфликта, длящегося вот уже 30 лет.

Впрочем, главным препятствием на пути нормализации отношений выступают вовсе не НАТО или ЕС, а отсутствие суверенного правительства в Тбилиси, проводящего адекватную внешнюю политику. И пока ситуация коренным образом не изменится, любые проекты «деоккупации и интеграции» будут обречены, какие бы «стратегические партнёры» не принимали участие в их разработке.