Пока гром не грянет, мужик не перекрестится

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится

В течение длительного времени эксперты, специализирующиеся на экономическом анализе, задавались одним и тем же вопросом – сколь долго еще будет сохраняться разнонаправленность важнейших составляющих проводимой экономической политики.

С одной стороны последовательно осуществлялись комплексные меры по стабилизации и ускорению развития экономики. С другой стороны столь же последовательно проводились бюджетно-налоговые действия ограничительного характера, сопровождаемые постоянным ужесточением денежно-кредитной политики. Было очевидно, что такие действия в значительной степени несовместимы и приводят к сдерживанию развития экономики.

Использовалась классификация тех, кто отвечал за каждое из указанных направлений – «государственники» и «либералы». Надо сказать, что часть экспертов не разделяла такой взгляд. Последние события отчетливо показывают, что в большей мере сути происходящего соответствует определение пророссийского и антироссийского подхода к разрабатываемой стратегии и принимаемым решениям.

После 24 февраля многое встало на свои места. В условиях сплотившегося в антироссийской истерии «коллективного запада» пророссийская ориентация в экономической политике и стратегии стала единственно возможным условием защиты национальны интересов и безопасности страны. Даже для тех, кто признавал приоритет «европейских ценностей» и западных экономических моделей развития. Гром грянул, но западники пока этого еще не поняли.

Сегодня важно видеть и объективно оценивать экстренные меры, которые предпринимаются в целях противодействия «адским санкциям» стран, потерявших под давлением США свой национальный суверенитет и пытающихся навязать такой сценарий России. Важно понимать, что эти меры носят комплексный характер и взаимосвязаны.

В предыдущей публикации «Промышленность – ускорение на старте» содержалась конкретная информация по отдельным мерам по защите экономики от рисков, возникающих вследствие принятого «коллективным западом» пакета санкций. Но развитие ситуации происходит достаточно быстро. Поэтому необходимо принимать во внимание и другие решения, направленные на достижение указанных целей.

1.Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях правительственный законопроект, предусматривающий ряд мер в экономике и социальной сфере в условиях иностранных санкций. В части прямой поддержки граждан предусмотрено, в частности, предоставление кредитных каникул на шесть месяцев. Правительство получит дополнительное право, которого у него сегодня нет — в случае необходимости осуществлять дополнительную индексацию пенсий, а также, по ситуации, иметь право дополнительно повышать любые социальные пособия, регулировать размер минимальной оплаты труда.

Особое внимание уделено обеспечению лекарствами с тем, что бы избежать перебоев в поставках. Так, на ближайшие два года вводится право делать закупки у единственного поставщика, а также изменяются правила лицензирования их производства. Кроме того, появится возможность вводить ограничения на вывоз медицинских изделий из страны, которые ранее были доставлены из государств, присоединившихся к санкциям.

Отдельный блок вопросов посвящен поддержке малого и среднего бизнеса, что во многом схоже с мерами, принятыми во время пандемии. В частности, предприниматели смогут обратиться за предоставлением им «кредитных каникул». Также предусмотрен мораторий на проверки, особенно в ИТ-секторе. При этом бизнес-структуры смогут работать без продления лицензий, прохождения оценки по бессрочным лицензиям и квалификационных экзаменов.

В экономической части пакета содержатся меры поддержки строительного комплекса, где упрощаются процедуры по изменению проектно-сметной документации и разрешительных документов. Прежде всего, это связано необходимостью заместить для российского производителя разрешительные материалы иностранных производителей из недружественных государств. В этих случаях оперативно, без дополнительных барьеров и ограничений, будут производиться необходимые замещающие экспертизы.

Кроме того, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях появится возможность в случае форс-мажорных обстоятельств вносить изменения в существенные условия уже заключенных контрактов по государственным закупкам.

В целях защиты фондового рынка для публичных акционерных обществ упрощается приобретение собственных акций. что позволят при падении стоимости акций стабилизировать ситуацию на фондовом рынке. Данная мера поможет повысить капитализацию ведущих российских компаний. Кроме того, важным является новое правило: за снижением стоимости чистых активов общества ниже размера уставного капитала не будет следовать его ликвидация. В результате та или иная компания сможет работать дальше. Принятые изменения актуальны в связи с участившимися случаями отказа иностранных граждан участвовать в работе советов директоров российских компаний. Теперь можно будет оперативно выдвинуть кандидатов для избрания в такие советы.

2. Совет Федерации одобрил пакет законов, принятый Госдумой в первом и окончательном третьем чтении, предусматривающий проведение нового этапа амнистии капитала в России. Так, в период с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года пройдёт четвёртый этап добровольного декларирования имущества и счетов в банках. Закон предусматривает обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов.

Амнистия капиталов предполагает освобождение от уголовной, налоговой и административной ответственности, в том числе за уклонение от уплаты таможенных платежей и пошлин, уклонение от уплаты налогов и сборов, нарушение валютного законодательства, несвоевременную уплату налога и непредставление декларации.

Проведением амнистии, создаются условия для защиты бизнесом своих активов в условиях резкого усиления политического давления за рубежом путем попыток изъятия российских активов.

3.В рамках комплекса мер по повышению устойчивости развития экономики Правительством рассматриваются, в частности, три варианта осуществления взаимоотношений с зарубежными партнерами на фоне антироссийских санкций. Первый — компания продолжает полноценную работу в России. Во втором варианте иностранные акционеры передают свою долю под управление российских партнеров и впоследствии смогут вернуться на российский рынок. Третий сценарий предполагает, что компания окончательно прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников.

4.В производственной сфере Фонд развития промышленности одобрил 14 займов для реализации проектов, направленных на импортозамещение и глубокую переработку сырья. Сумма займов составит 2,9 млрд. рублей, а общий бюджет реализации проектов – свыше 5 млрд. рублей. Важно то, что намеченные к реализации проекты, позволят внести дополнительный вклад в развитие экономики конкретных регионов.

5. Под воздействием санкций, направленных на финансовую сферу, происходят подвижки и в деятельности монетарных властей. Денежно-кредитная политика за счет резкого увеличения ключевой ставки в конце февраля в этот раз усилила жесткость в целях нормализации изменений курса рубля и сдерживания роста цен, простимулированных девальвацией валютного курса. Учитывая сроки поступления отчетности, результаты воздействия можно будет оценить не раньше апреля — мая текущего года.

Аналогичные действия предпринимались Банком России в декабре 2014 года. В настоящее время они дополнены эффективными мерами валютного регулирования и регулирования финансового рынка, включая биржевые операции, что позволяет надеяться на достижение определенного положительного эффекта.

Вышеуказанные меры это только начало трудного и возможно длительного пути. В создавшихся условиях органам государственного управления и экономике в целом предстоит пройти достаточно сложный стресс-тест на возможность обеспечения устойчивости и национальной безопасности страны в условиях крайне агрессивной внешней среды и внешнего давления. Но выбора нам не оставили.