«Покупайте за двойную цену». Китай выступил против возрождения «Москвича»

В ноябре прошлого года возобновилось производство автомобилей под легендарной маркой "Москвич". Правда, как все знают, российским продуктом новые "Москвичи" назвать было нельзя ни при каких обстоятельствах. Кроме бренда и шильдика отечественного в нём как ничего не было, так и нет до сих пор.

Модель "Москвич 3" — это китайский JAC JS4, который, к слову, на рынке можно найти и дешевле своего "российского" аналога. Что касается "Москвича 3", то теперь бензиновая версия стоит 2,22 млн рублей (в ноябре 2022 года стоимость равнялась 1,97 млн). Электрическая версия — 3,5 млн. Впрочем, благодаря правительственным субсидиям, на электромобиль распространяется скидка в 25%, а некоторые категории населения могут использовать дисконт и на бензиновый автомобиль в размере от 10% до 35%.

Критиковать попытку возрождения "Москвича" я не вижу никакого смысла. Наоборот, действия как федерального правительства, так и столичных властей можно только приветствовать. Было принято решение о воссоздании автомобиля с нуля. И варианта оставалось два: либо потратить 4-5 лет на разработку совершенно нового автомобиля, либо взять за образец "китаец", постепенно занимаясь его импортозамещением, и начать производство уже сейчас.

Был выбран второй вариант. Насколько он окажется оправданным — покажет время. Однако уже сейчас можно констатировать, что такому развитию событий китайцы точно не рады.

"Покупайте за двойную цену". Китай выступил против возрождения "Москвича"

Основная претензия к "Москвичу" — слишком высокая цена, из-за которой покупка автомобиля теряет всякий смысл для простого гражданина. Многие, наверное, и были бы рады поддержать отечественный бренд (даже в таком виде), но переплачивать деньги за шильдик особого смысла мало кто видит. Хотя после последней девальвации цены на "Москвич 3" и JAC JS4 примерно сравнялись, а если участвовать в льготной программе, то "москвича" можно взять и чуть дешевле. Но, посмотрим, будет ли такая тенденция сохранена и в дальнейшем, либо подобное является случаем в моменте.

Однако возьму на себя ответственность и заявлю, что подобная цена, увы, является "нормальной" для текущей ситуации. "Москвич" и так работает в убыток. По прошлому году, когда производство началось только в ноябре, минус составил 2,5 млрд рублей. В этом году, предположу, цифра значительно вырастет, поскольку при нынешних вводных "производить" автомобили — дело убыточное.

Этому способствуют два фактора. Первый — девальвация. Подробно объяснять, думаю, здесь особого смысла нет, всё предельно понятно. Только лишь отмечу, что если на 1 ноября прошлого года курс доллара составлял 61,5 р, то на 1.11.23 — 93 р. Итого девальвация составила 51%. Вместе с этим, цены на "Москвич 3" выросли на 12,7%. Разницу, судя по всему, компенсируют столичные власти. В противном случае пришлось бы повышать цену до 3 млн рублей за бензиновую версию.

Второй фактор — нежелание китайцев предоставлять комфортные для России условия по завозу машинокомплектов. Подобную политику КНР некоторое время назад на Московском финансовом форуме прокомментировал Сергей Собянин:

И никто нам не хочет дарить технологии. Более того, нам открыто говорят — хотите получить какие-то технологии? Покупайте в целом продукт. А мы говорим, что нам нужны в лучшем случае комплектующие, которые мы в скором времени заменим. Они отвечают — мы это понимаем, поэтому и не собираемся это делать. По крайней мере, не собираемся по нормальным ценам. Вот двойная цена, пожалуйста

Предъявлять претензии китайцам, особенно, уповая на довольно дружественные отношения между Москвой и Пекином, было бы глупо. Китай нам ничем не обязан и, что логично, исходит из своих интересов. Если в Поднебесной понимают, что Россия в любом случае вынуждена покупать ту или иную продукцию, то, естественно, имеется желание продать подороже. Всё они делают правильно. И мы должны делать также. К слову, ситуация вокруг контракта по "Силе Сибири-2" показывает, что Россия не будет заключать договор на невыгодных для себя условиях: