Полет «Восток-1»: как Гагарин открыл эру пилотируемых космических миссий
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Полет «Восток-1»: как Гагарин открыл эру пилотируемых космических миссийВчераВчера8411 минОглавление
Показать ещё
Подготовка к полёту
Отбор и тренировки
По различным данным, первый отряд покорителей космоса, сформированный в феврале-апреле 1960 года, носил название «Группа ВВС № 1» или «Отряд космонавтов». При отборе кандидатов предпочтение отдавалось «универсальным специалистам», каковыми в тот период времени считались военные летчики-истребители, способные самостоятельно выполнять задачи пилота, связиста, штурмана и бортинженера. Главный конструктор Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергей Королев считал, что такие специалисты ценны тем, что имеют опыт перегрузок, перепадов давления и быстрых действий в стрессовых ситуациях. При этом соискатели на роль первооткрывателей космоса должны были отвечать четко указанным физическим параметрам: возраст – до 35 лет, рост – до 175 см, вес не должен был превышать 75 кг.
Насколько непросто было Юрию Гагарину попасть в Отряд космонавтов свидетельствует тот факт, что в процессе первичного отбора были рассмотрены документы на 3 461 летчика-истребителя. Первичной беседы удостоились только 347 человек. В процессе амбулаторного медицинского обследования их количество сократилось до 206 человек. Из них 72 человека отказались от перспективы стать космонавтами, 105 – были «забракованы» медкомиссией. Все этапы медицинского обследования удалось пройти только 29 соискателям, из которых и были отобраны 20 лучших кандидатур.
РИА Новости РИА Новости
7 марта 1960 года Гагарин был зачислен в первый отряд космонавтов, который, помимо него, состоял из 11 человек. К дальнейшей подготовке были допущены шестеро: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Анатолий Карташов и Валентин Варламов.
Тренировки будущих космонавтов проходили в одном из филиалов Лётно-исследовательского института, поскольку как таковой Центр подготовки космонавтов уже существовал, однако, практически не работал. В лаборатории № 47 ЛИИ была создана модель космического корабля «Восток-3А», позволявшая создавать условия максимально приближенные к полетным.
Для Юрия Гагарина и его коллег, вошедших в группу возможных первооткрывателей космоса, была разработана сложнейшая многогранная система тренировок. Было бы заблуждением считать, что акцент ставился только на физической подготовке. Конечно, было и это – каждый день группы начинался со специальных уроков физкультуры, которые проводились при любых погодных условиях. Будущие покорители космоса выполняли упражнения с гантелями, на перекладине и брусьях, занимались гимнастикой и подвижными играми, а также прыгали в воду с трамплина и вышки, плавали и ныряли. Пристальное внимание уделялось тренировкам, направленным на укрепление мышц груди и брюшного пресса, поскольку во время полета, человек должен был выдержать колоссальное давление в шесть-восемь раз больше веса своего тела.
Однако, на этом все не заканчивалось. Можно сказать, что на этом все только начиналось, поскольку космонавты должны были быть готовым к штатной или нештатной ситуацииуююбой сложности, которая могла возникнуть во время полета. Поэтому внимание также уделялось теоретической подготовке, включавшей изучение теории предстоящего полета, знание устройства и принцип работы космического корабля, освоение отдельных разделов физики и астрономии.
Кандидаты проходили довольно жесткую психологическую подготовку. Так, к примеру, будущего космонавта помещали в сурдобарокамеру с пониженным атмосферным давлением и насыщенной кислородом на неделю или десять дней. При этом человек не только находился в ограниченном пространстве, но и был полностью изолирован от внешнего мира. Все, что было доступно в таких условиях – чтение, ведение дневника и нехитрые физические упражнения, возможные в условиях ограниченного пространства. При таких обстоятельствах человек терял чувство времени и доподлинно не знал, как долго находится наедине с собой – неделю или месяц.
«Отрезан от всего мира. Ни звука, ни шороха. Никакого движения воздуха. Ничего. Никто с тобой не говорит. Время от времени, по определённому расписанию, ты должен производить радиопередачу. Но связь эта – односторонняя. Передаёшь радиограмму – и не знаешь, принята она или нет. Никто тебе не отвечает ни слова», – писал Юрий Гагарин в книге своей книге «Дорога в космос».
Помимо этого, отдельной категорией были тренировки, имитирующие пребывание человека в невесомости. Проводились они в самолёте Ту-104, где было оборудовано специальное пространство, отделанное мягкими матами. Суть их состояла в том, что самолет набирал высоту более десяти километров после чего двигатели отключались и воздушное судно некоторое время пребывало в состоянии свободного полета, дабы будущий космонавт в полной мере прочувствовал состояние невесомости и приобретал навыки взаимодействия с окружающим пространством в таком состоянии.
Обязательными для Юрия Гагарина и его коллег были тесты на вращающихся конструкциях, которые создавали максимальные нагрузки на вестибулярный аппарат человека. В процессе таких тренировок космонавты должны были учится концентрации внимания, несмотря на тошноту или головную боль. Следует отметить, что все эти испытания Юрий Гагарин прошел блестяще, вызывая уже тогда вы чувство восхищения своих наставников.
Технические аспекты миссии
«Восток-1» (далее «Восток»»), впервые поднявший на околоземную орбиту человека, являлся одной из моделей космического корабля серии «Восток» семейства Р-7. Имелось две версии корабля, созданные в рамках проекта: 1К – беспилотная модель, предназначенная исключительно для экспериментов; 3КА – пилотируемый аппарат.
Данный вариант космического корабля, по меркам современного мира, был далек от идеала, поскольку имел некоторые серьезные недоработки. При создании «Востока» разработчики в первую очередь акцентировались не на оптимальных, а на простейших решениях, которые легко было воплотить в жизнь. Так, к примеру, при конструировании «Востока» отказались от системы аварийного спасения при неудачном старте, системы мягкой посадки летательного аппарата. Также отсутствовала дублирующая тормозная установка, поскольку считалось, что на низкой орбите (180-200 км) произошло бы естественное торможение о верхние слои атмосферы.
Связь с «Востоком» осуществлялась посредством систем космической связи «Заря» и «Весна». Первая работала в диапазоне ультракоротких волн, вторая была предназначена для слежения за «Востоком» в то время, когда он выходил из радиуса действия «Зари». Также была протестирована коротковолновая телеметрическая система «Сигнал», передававшая данные о самочувствии космонавта. Визуальное наблюдение за человеком осуществлялось с помощью телевизионной системы «Селигер».
Интересным является тот факт, что полет Юрия Гагарина проходил в автоматическом режиме. Перед космонавтом стояла задача наблюдать за своими ощущениями, за происходившим, и оперативно передавать данные на Землю. Возможность влиять на процесс полета была практически полностью исключена, поскольку никто не знал, как отразится на состоянии человека длительно пребывание в невесомости. Вариант перехода на ручное управление был – космонавт должен был ввести код, который можно было получить, решив математическую задачу, находившуюся в спецпакете. Это должно было исключить управление кораблем в состоянии шока и дезориентации.
Система жизнеобеспечения «Востока» была рассчитана на 10 суток, наличествовал запас пищи, воды, была предусмотрена система выброса отходов жизнедеятельности. Температура в кабине составляла 19 °C.
Во время первого полета в космос был также протестирован космический скафандр серии СК, разработанный специально для полетов первых космонавтов, и использовавшийся с 1961 по 1963 год. Скафандр представлял собой систему жизнеобеспечения и средств выживания в случае аварийного изменения среды, как во время полета, так и во время приземления.
Ход полёта «Восток-1»
Старт и выход на орбитуЮрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, Фото: РИА Новости 12 апреля 1961 года
Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, Фото: РИА Новости 12 апреля 1961 года
Запуск космического корабля «Восток» с первым человеком на борту был произведен 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур.
В разговоре с Николаем Каманиным, руководившим подготовкой космических первопроходцев, он говорил: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию».
Спустя какое-то время после завершения полета Юрий Гагарин признался, что накануне эпохального события он переживал, однако старался не показывать этого чтобы не беспокоить врачей и товарищей.
Однако, несмотря на вполне понятное беспокойство руководителей проекта и самого космонавта запуск и пребывание на орбите прошли в штатном режиме – «Восток» работал без замечаний даже несмотря на то, что расчётная вероятность успешного завершения полета составляла 0,875, при том, что согласно требованиям к уровню безопасности, эта цифра должна была составлять 0,95. Неисправность, выявленная на старте (неплотное прилегание крышки люка, через которую Гагарин садился в корабль) оперативно устранили. Сбой работы системы радиоуправления, которая отвечала за выключения двигателя 3-й ступени, был скорректирован срабатыванием дублирующего механизма.
Деятельность на орбите
Поскольку до полета Юрия Гагарина представления о самочувствии человека в космосе были чисто теоретическими, полетные задания решено было свести к наблюдениям и фиксации происходящего. В основном они заключались в проверке возможностей, как таковых, пребывания человека в инородной среде космоса, проверке работы оборудования во время миссии, проверки корректности работы радиосвязи с Землей, и надежности средств приземления.
Помимо этого, Гагарин сообщал о своем самочувствии и ощущениях при приеме пищи и воды, описывал виды, которые ему открывались в иллюминаторе корабля. Все свои заметки космонавт записывал на бортовой магнитофон, поскольку карандаш, которым должны были вносится записи в блокнот, попросту уплыл в невесомости.
Возвращение и приземление
И если пребывание на орбите принесло Гагарину множество приятных впечатлений, то возвращение на родную планету заставило несколько раз изрядно понервничать. Во время спуска произошли несколько, мягко говоря, неприятных инцидентов. Тормозная двигательная установка, работавшая исправно во время полета, при его завершении дала сбой. Из-за недобора импульса автоматика «Востока» заблокировала штатное разделение отсеков. Это привело к тому, что при непосредственно перед входом в атмосферу Земли корабль начал кувыркаться со скоростью 1 оборот в секунду. Команда на разделение поступила только тогда, когда «Восток» вошел в плотные слои атмосферы и соединительные кабеля перегорели.
Следующим неприятным сюрпризом для Гагарина стал клапан скафандра, который после катапультирования и отсоединения воздуховода просто не открылся, и на протяжении нескольких минут космонавт задыхался. Как оказалось, вытяжной трос открытия клапана, не только попал под оболочку скафандра, но был придавлен ремнем привязной системы.
Далее проблемы возникли с дополнительным парашютом, который должен был открыться на высоте 3 км, однако не открылся. И только благодаря порыву ветра, который раздул и наполнил купол, беды удалось избежать. Последняя проблема заключалась в том, что из-за сбоя системы торможения изменилось место планируемого приземления. В конечном результате оно состоялось в Саратовской области вблизи деревни Смеловка. Воздушный поток нес космонавта прямиком в Волгу, однако, умело управляя стропами космонавт смог перенаправить парашют и приземлился в 2 километрах от берега реки.
Физическое и психологическое состояние
В своих заметках Юрий писал, что во время спуска на парашюте, и осознания того, что великая миссия прошла успешно он настолько воодушевился, что «запел во весь голос, что называется — на всю Вселенную: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках её сын пролетает…» Такой взрыв эмоций вполне можно понять. Сложно представить какую гамму чувств испытал в этот момент Гагарин, ведь то, что он пережил на протяжении столь короткого промежутка времени до него не доводилось пережить никому на планете! Несмотря на то, что на всех этапах подготовки к полету, а также во время такового Юрий сохранял спокойствие, эмоции, присущие человеку перед неизведанным никто не отменял.
Тем не менее люди, которых он встретил сразу после приземления, вспоминают его улыбку и неимоверно позитивный настрой. Интересно, что первыми приземляющегося космонавта увидела супруга местного лесничего Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка. Женщина и ребенок – что может быть символичнее и трогательнее. Несколько позже появились местные жители, трудившиеся в это время в поле. Понимая, что для них он выглядит, мягко говоря, странно Гагарин открыл гермошлем и прокричал: «Свой, товарищи, свой!». Группа специалистов-изыскателей, которые забрали с места приземления и Гагарина, и капсулу спускаемого аппарат, прибыла к месту приземления в 10 часов 59 минут.
Реакция мирового сообществаГазеты с сообщениями о космическом полете Юрия Гагарина, апрель 1961 года
Фото: ТАССГазеты с сообщениями о космическом полете Юрия Гагарина, апрель 1961 года
Фото: ТАСС
Полет Юрия Гагарина вызвал огромный информационный резонанс как в самом СССР, так и за его пределами. Родина встретила своего героя ликованием. 12 апреля 1961 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 14 апреля 1961 года во время триумфальной встречи Москве награда была вручена.
Не заставили себя ждать восторженные отклики из-за рубежа. Руководители стран всего мира спешили поздравить как самого первооткрывателя космоса, так и страну, взрастившую его. Президенты США, Франции, Объединённой Арабской Республики, Индии, Республики Индонезии, Японии, Финляндии, КНДР и многие другие спешили отправить в Кремль свои поздравления по поводу великого достижения советской науки.
Пресс-конференция в МГУ, посвященная первому в мире полету в космос на многоместном корабле-спутнике «Восход-1». В президиуме (слева направо): Павел Попович, Герман Титов, Юрий Гагарин, Владимир Комаров, октябрь 1964 года
Фото: Александр Моклецов / РИА НовостиПресс-конференция в МГУ, посвященная первому в мире полету в космос на многоместном корабле-спутнике «Восход-1». В президиуме (слева направо): Павел Попович, Герман Титов, Юрий Гагарин, Владимир Комаров, октябрь 1964 года
Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Заключение: наследие Юрия Гагарина
Беспримерный подвиг первого космонавта Земли, советского человека, поднявшегося к звездам в огромнейшей мере способствовал укреплению авторитета Советского Союза во всем мире. Также он придал колоссальный импульс развитию космических программ как в СССР, так и в США, а также прочих государствах. Все что было потом – групповые полеты, создание стационарных космических станций, выходы человека в открытый космос и его высадка на Луне берет свое начало в далеком дне 12 апреля 1961 года и бессмертном гагаринском «Поехали!»