Политические шахматы с человеческими пешками

Обещание фон дер Ляйен помощи Ливану в размере 1 млрд евро: подлинная гуманитарная акция или попытка заручиться политической поддержкой перед выборами в ЕС?Политические шахматы с человеческими пешкамиВсе взгляды на нее! Премьер-министр Ливана Наджиб Микати (в центре) приветствует президента Кипра Никоса Христодулидеса (слева) и председателя Комиссии ЕС Урсулу фон дер Ляйен в правительственном дворце в Бейруте, Ливан. Фотоальянс / Ассошиэйтед Пресс | Хасан Аммар.

Недавнее обещание председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен выделить Ливану 1 миллиард евро на урегулирование кризиса с беженцами — как раз накануне европейских выборов — наводит на мысль о предвыборной авантюре. Обстоятельства, приведшие к заключению соглашения, были вызваны резким увеличением числа беженцев, прибывающих на лодках на Кипр, ближайшую к Ливану территорию ЕС. Из миллиарда 264 миллиона евро было выделено на предоставление оборудования, обучение и инфраструктуру пограничного контроля для помощи ливанским службам безопасности. Это заявление вызвало ряд обвинений в адрес ЕС в том, что он передаёт миграционный контроль на аутсорсинг, не уделяя должного внимания правам человека.

Переизбрание фон дер Ляйен зависит от получения абсолютного большинства голосов 720 членов Европейского парламента. Похоже, она делает ставку на поддержку разочарованных консерваторов и правых партий, популярность которых растет по последним опросам. В этом нет ничего неожиданного, учитывая, что во время апрельских дискуссий в Маастрихте она недвусмысленно дала понять, что готова после выборов вести переговоры с группой европейских консерваторов и реформистов (ЕКР). Это последнее заявление наводит на мысль о просчитанном политическом манёвре фон дер Ляйен, направленном на то, чтобы любой ценой обеспечить себе положение и политическое будущее.

Новизна или ребрендинг?

Помимо сомнительных сроков, конкретные детали новизны этого соглашения остаются непрозрачными. Согласно официальным данным Европейской комиссии, ЕС оказывает Ливану финансовую поддержку с 2011 года на общую сумму более 3 миллиардов евро. Эта поддержка финансируется в основном через Инструмент соседства, развития и международного сотрудничества (NDICI) и распределяется по различным каналам на период 2021-2027 годов. Из этой помощи Комиссия заявляет, что Ливану было выделено 670,3 млн евро в рамках двусторонней помощи и 61 млн евро в рамках Инструмента содействия стабильности и миру (IcSP). По крайней мере, один пакет, объявленный для поддержки ливанского сектора безопасности, был принят в рамках IcSP (2018-2020 гг.).

Это заставляет задуматься о том, действительно ли это дополнительное финансирование или просто ребрендинг финансовых пакетов, ранее согласованных с Ливаном. Вадих Аль Асмар, глава EuroMed Rights и Ливанского центра по правам человека (CLDH), считает, что дело обстоит именно так. Он предполагает, что новое соглашение может быть не более чем гарантией сохранения финансовых обязательств, которые могли бы быть более сдержанно оформлены на уровне делегации ЕС в Ливане. Вместо этого соглашение было представлено как исключительный случай.

Финансовая помощь ЕС, по сути, служит укреплению способности ливанских сил безопасности нарушать международное право.

Создается впечатление, что фон дер Ляйен стремится получить известность, используя миграционные дебаты для своей предвыборной кампании, не предлагая при этом решения «миграционного вопроса» в соответствии с европейскими ценностями. На самом деле всё обстоит с точностью до наоборот. Это заявление вызвало переполох в Ливане. Оно было воспринято как попытка подкупить ливанское правительство, чтобы удержать нежелательных сирийских беженцев на территории страны. Это привело к новой волне антибеженцевских настроений, усугубив и без того напряжённую атмосферу между сирийскими беженцами и ливанской принимающей общиной.

Финансовая помощь ЕС сектору безопасности в сочетании с новым вниманием к миграционным дебатам фактически служит укреплению потенциала ливанских сил безопасности по нарушению международного права. Всё это происходит на фоне дисфункционального государства, в котором нет президента и действует временное правительство, состоящее из коррумпированной политической элиты. В таких условиях подотчетность отсутствует, а оценка рисков и независимый мониторинг невозможны. Сложившаяся ситуация сделает и без того маргинализированных сирийцев еще более уязвимыми. В свою очередь, еще больше сирийцев не увидят иного выхода, кроме как бежать из Ливана, невзирая на обстоятельства.

Вряд ли можно считать совпадением тот факт, что всего через неделю после визита фон дер Ляйен Служба общей безопасности Ливана объявила о новом комплексе мер, направленных на дальнейшее ограничение возможностей сирийских беженцев получать или продлевать вид на жительство. Эти меры ложатся дополнительным бременем на самых уязвимых сирийцев. По меньшей мере 83 процента сирийских беженцев уже не имеют документов.

Высокие (политические) издержки

В Ливане проживает самое большое количество беженцев на душу населения в мире. Сирийские беженцы стали козлами отпущения для политической элиты, стремящейся скрыть тот факт, что они сами стали причиной падения страны в результате десятилетий накопления огромного долга, ошибочной неолиберальной экономической и социальной политики и широко распространенной коррупции. Их нарратив широко распространяется местными СМИ и восприимчивым ливанским населением. За последние месяцы сирийцы подвергались безудержному насилию, дискриминационному комендантскому часу, преследованиям, насильственным выселениям, ограничениям на законное проживание, доступ к образованию и работе и даже убийствам. Хьюман Райтс Вотч задокументировала ряд случаев произвольных задержаний, пыток и принудительного возвращения в Сирию сирийцев ливанскими властями, включая активистов оппозиции сирийскому режиму и дезертиров из армии.

Ухудшение условий жизни и страх депортации обратно в Сирию оставили наиболее уязвимые слои населения без выбора. Возвращаться в Сирию беженцам небезопасно. Режим этой страны имеет долгую институциональную память о репрессиях против своих диссидентов. То, что ливанские чиновники пропагандируют как «добровольное и безопасное возвращение», скорее всего, окажется билетом в один конец — к жестокому обращению, нарушениям прав, а иногда и к смерти. Правозащитные организации зафиксировали многочисленные случаи, когда возвращенцы, включая женщин и детей, подвергались произвольным задержаниям, пыткам, сексуальному насилию и насильственным исчезновениям.

Одобрение Европейским союзом концепции «добровольного возвращения», высказанное фон дер Ляйен во время её визита в Ливан, открыло возможности для других сил, которые уже давно стремятся использовать сирийских беженцев в своих целях. В своей речи после визита фон дер Ляйен лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, близкий союзник Башара Асада, предложил Ливану содействовать выезду сирийцев в Европу. Это заявление можно интерпретировать как форму давления на Европу, альтернативным сценарием которого является возобновление контактов с сирийским режимом по вопросу возвращения беженцев — что стало бы первым шагом к нормализации режима Асада, к которой он давно стремится.

Ожидаемое усиление ультраправых в Европейском союзе, скорее всего, приведёт к активизации такой практики, как передача управления миграционными процессами на аутсорсинг странам, в истории которых были нарушения прав человека.

Корыстный шаг фон дер Ляйен дорого обошёлся репутации Европейского союза. Предварительные результаты исследования Швейцарской сети международных исследований о взаимосвязи между европейской и региональной динамикой возвращения беженцев свидетельствуют о снижении влияния европейских акторов и доноров в обеспечении соблюдения международных прав человека в Ливане. Существенным фактором, способствующим этому, является собственная практика Евросоюза по оттеснению и экстернализации, которая подаёт плохой пример обращения с беженцами. В свете широко распространенной критики двойных стандартов ЕС в отношении ситуации в Газе, это последнее событие служит укреплению снижающегося доверия к Евросоюзу и его восприятия как морального авторитета на мировой арене.

Ожидаемое усиление ультраправых в Европейском союзе, скорее всего, приведет к активизации такой практики, как передача управления миграционными процессами странам с историей нарушений прав человека. Если позволить этой тенденции сохраниться, она еще больше подорвет авторитет ЕС в мире и, соответственно, его способность отстаивать свои жизненно важные внешнеполитические интересы.

Что касается Ливана, то ЕС должен обеспечить, чтобы его поддержка была направлена на укрепление стабильности в интересах всех. Увеличение финансирования должно направляться местным и международным гуманитарным организациям вместо того, чтобы направлять его через коррумпированное правительство, тем самым уменьшая подверженность взяточничеству. ЕС не должен поддерживать растущую тенденцию депортации сирийцев в «безопасные районы» в Сирии, считая, что в стране по-прежнему небезопасно.

В своих законных усилиях по поддержке стран, принимающих беженцев, таких как Ливан, а также Тунис и Марокко, ЕС должен убедиться, что его помощь не делает его соучастником нарушений прав человека. Условия должны чётко отражать непоколебимую приверженность Европы международным обязательствам в области прав человека.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».