Полный крах «колёсных танков». Это лето разрушило много красивых легенд о западной технике. А ведь у нас тоже чуть не завелся свой «Кентавр»
Даже по этому фото видно, что колёсные танки в наших условиях обречены. А ведь Россия чуть было не закупила партию аналогичных машин. Фото MWM
Просто напомню некоторые факты из совсем недавней истории нашего с вами Отечества. Сейчас в это уже не просто поверить, но всего десятилетие назад Россия собиралась приобрести танки у Италии. Сама по себе эта мысль тяжело укладывается в голову. Россия у Италии. Танки. Не брендовую одежду, не вкусные сыры или приятные продукты из виноградной лозы, а танки. Но такие странные были времена, эпохи нахождения на посту министра Обороны Анатолия Сердюкова. В мае 2012 года на причалы Новороссийского порта было выгружено сразу две «вундервафли», созданных на солнечных Апеннинах. Нет, в Италии полно высококлассных инженеров, но чтобы хоть один итальянский танк хоть раз попал хоть в какой-нибудь топ, это вещь неслыханная. Восьмиколёсное чудо от известной фирмы Iveco, прибывшее в Россию, носило странное для бронетехники имя «Чентауро» (Кентавр) и производилось в двух видах — со 105 и 120 мм пушкой. Числилось оно как истребитель танков, хотя любой российский танк мог истребить его даже не применяя свой главный калибр, а к примеру, с помощью пулемёта КПВТ, бронебойные пули которого пробивали «Кентавра», без применения им навесной керамической брони, насквозь, в любой проекции. Попытки навесить на этот недотанк динамическую броню, предпринятая фирмой ВАЕ, предсказуемо успехом не увенчалась. Как и не увенчались успехом испытания итальянского «Кентавра» в подмосковной Кубинке.
Случились они осенью 2012 года и сразу выявили, что «колёсным танкам», как бы они игриво не назывались, на наших нивах делать нечего. «Танк» неплохо газовал по шоссе, его покрасили в красивый «тактикульный» камуфляж, но после первого же лёгкого морозца машину пришлось загонять в тёплый бокс, чтобы вернуть силовую установку к жизни. Итальянская конструкция не выдержала встречи даже с передовыми отрядами «генерала Мороза», будучи их «союзником», а что бы было с ним зимой, можно только представить. Стабилизация пушки «Чентауро» тоже осталась вещью в себе, а возможность вылезать из «грязевых ванн» российских дорог оказалась более, чем сомнительной. И никакая колёсная формула «8 на 8» ничего не меняла. Изумленные российские генералы бронетанковых войск лишь с ужасом наблюдали, как известные дамы из МО напористо тащат этот контракт к реализации, но потом Сердюкова сняли, разговоры о «колёсных танках» рассосались как-то сами собой и несчастного «Кентавра» никто не вспоминал даже в шутку.
Одна из модификаций CentauroВ1 проходившая испытания в России. На вид грозная и брутальная, а по факту ломкая «консервная банка» с неуместно мощной пушкой. фото IVECO-FIAT
Эту историю я вспомнил тогда, когда впервые услышал о поставках в наши края французского «колёсного танка» AMX-10RC. Такие подарки из 90-х, и даже раньше, могли проходить лишь по одному известному принципу: «Вот тебе, боже, что нам не гоже». AMX-10RC виделся машиной, созданной для полицейских операций где-нибудь в Африке, или на Ближнем Востоке с избыточной боевой мощью для подобной «консервной банки» с противопульной броней. Но всё оказалось значительно хуже. Едва попав на нивы Восточной Европы, танк стал ломаться с катастрофической быстротой, словно всеми силами намекая, что на поле боя ему делать нечего.
Дальнейшие события лишь подтвердили самые тревожные опасения. Из поставленных 25 танков 9 не прожили в контактном бою с хорошо вооруженным неприятелем и суток, чаще всего не успев произвести ни одного выстрела. Сразу выяснилось что «броня» колёсного чуда не способна держать даже осколки разорвавшегося поблизости 152 мм снаряда и они, в итоге, привели к детонации боекомплекта. В общем, «вундерваффе» во всей своей красе. Говорили, что он возможно неплох в качестве разведывательной и засадной машины. Но он оказался плох во всём. На удивление просто. Как говорил герой одного смешного ролика из интернета: «Это фиаско, братан».
Отзывы с той стороны тоже состояли в основном из нецензурных высказываний в адрес шустрого французского руководителя. Остальное вы видели в хрониках и военных сводках. Помимо боевых неудач, «колёсный танк» оказался жутко ломким и крайне тяжелым для ремонта в полевых условиях. А ведь у нас подобного барахла могло бы оказаться на вооружении без малого тысячи единиц. Видно, судьба отвела.