Польша и Литва соединили газовую систему золотым швом
В пятницу состоялась пресс-конференция с участием представителей правительства Польши и Литвы и операторов транспортных сетей обеих стран, Gaz-System и Amber Grid, по случаю объединения газотранспортных систем Литвы и Польши. так называемый золотой сварной шов. Это переломный момент в интеграции газовых систем Польши и стран Балтии. Стоит проследить, как это произошло.
Пятничная конференция
— Это больше, чем коммерческий проект. Газ будет идти в обоих направлениях, что создаст возможности для торговли, снизит цены и предоставит нашим потребителям выбор. Это также повысит нашу безопасность. Несколько лет назад мы завершили строительство нашего терминала СПГ, который был символом нашего энергетического суверенитета. Я рад, что этот проект был завершен в срок, благодаря ему наши страны будут лучше интегрированы, — сказал министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис на пресс-конференции, посвященной этому событию. — Это стало возможным благодаря политикам обеих стран. Мы являемся свидетелями начала более глубокого и лучшего сотрудничества между нашими странами. Это сотрудничество, уходящее корнями в историю наших стран, может быть примером для других в Европе. Мы видим, что сейчас происходит на энергетических рынках Европы. Таким образом, объединение наших газотранспортных систем поможет решить проблемы с безопасностью поставок.
Этот проект является частью польской стратегии диверсификации поставок газа, терминал СПГ в Клайпеде является партнером терминала СПГ в Свиноуйсьце, вместе с газопроводом Baltic Pipe, они делают нас более безопасными. «Это очень важный момент для польско-литовского сотрудничества в области энергетики, но не только — он касается безопасности и нормального, повседневного сотрудничества», — сказал полномочный представитель правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимски. — Эта инвестиция откроет совершенно новые перспективы для всего региона. Мы осознаем экономическое и политическое значение этого проекта. Связь между Польшей и Литвой важна с точки зрения дальнейшей энергетической синхронизации стран Балтии с европейской системой, сказал вице-президент Gaz-System Марцин Капковски.
Сделан золотой сварной шов
Страны Балтии были известны как балтийский энергетический остров из-за того, что они были отрезаны от газового рынка Европейского Союза. Ситуация изменилась благодаря соединению Balticconnector с Финляндией с 2020 года, но соединение с системой континентальной Европы будет возможно только благодаря GIPL. В четверг оператор магистральных газопроводов Литвы Amber Grid сообщил о реализации «золотого сварного шва» газопровода Польша-Литва. Таким образом, газотранспортные системы этих стран были подключены, и балтийский энергетический остров со временем исчезнет. В 2022 году по трубопроводу GIPL будет проходить газ мощностью 2,4 млрд куб. ежегодно в сторону Польши и 1,9 млрд куб. ежегодно в сторону Литвы. С литовской стороны завершено 95 процентов строительства. GIPL финансировался польским оператором Gaz-System и Amber Grid (422 и 136 млн евро соответственно). Он получил финансирование от Европейского Союза в размере 306 миллионов евро. Он включен в список проектов общего интереса ЕС в связи с тем, что он соединит газовые рынки стран Балтии с остальной частью Сообщества через Польшу.
Объявления П. Наимского
В конце сентября полномочный представитель правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Польши Петр Наимски объявил, что так называемый золотой сварной шов на польско-литовской границе будет закончен в октябре 2021 года. Благодаря ему можно будет транспортировать природный газ в Литву и далее в Латвию и Эстонию. — Скорее всего, в октябре мы встретимся с министром энергетики Литвы Дайнюсом Крейвисом и закроем так называемый «Золотое соединение газопровода Польша-Литва», — сказал Петр Наимски, полномочный представитель правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре, во время Европейского экономического конгресса 2021 года. Петр Наимски отметил, что строительство ключевых элементов газовой системы в Польше планировалось завершить в аналогичную дату. — С 2016 года мы позаботились о том, чтобы все эти инвестиции осуществлялись параллельно и закончились в 2021-2022 годах, — сказал он.
Глава Klaipedos Nafta о газопроводе Польша-Литва
Миндаугас Навикас, руководитель отдела продаж Kłajpedos Nafta, оператор плавучего СПГ-терминала FSRU Niepodległość, действующего в Клайпеде, рассказал, какое стратегическое значение будет иметь эта инвестиция с точки зрения Литвы: Польша увеличит интерес различных участники рынка в регионе и за его пределами в Клайпедском терминале. Мы считаем, что такая комбинация повысит стоимость соседних рынков и увеличит диверсификацию. Станция перегрузки СПГ в Клайпеде получила более прочную основу для деятельности, когда польская PGNiG стала ее единственным пользователем в 2020 году.
Kłajpedos Nafta воспринимает Польшу как открытый рынок с большим потенциалом, потому что многие клиенты в этой стране все еще далеки от газотранспортной сети, а сеть заправки СПГ развивается. Польша хочет сократить использование угля в производстве энергии с нынешних 80 процентов до 27-56 процентов в 2030 году, поэтому ее спрос на газ будет расти. В 2018 году Сейм Литвы утвердил Национальную стратегию энергетической независимости и Закон о терминале СПГ, которые в совокупности определяют рамки работы объекта в Клайпеде до 2044 года. Когда текущий договор аренды с норвежской Hoegh LNG истечет, Литва должна будет приобрести и управлять судном, которое будет отвечать требованиям ее энергетической безопасности и конкурентоспособности на рынке природного газа. Kłajpedos Nafta намерена завершить этот проект в 2024 году и обеспечить поставки природного газа с использованием наиболее эффективных технологий к 2044 году. Мы намерены объявить международный тендер по FSRU в июле этого года. У нас была серия рыночных консультаций и поисков возможности покупки FSRU, — сказал Навикас.