Польша нацелилась на Белоруссию
Польский оппозиционный политик Януш Кровин — Микке (объединение «Конфедерация») в эфире телеканала TVP признал причастность польских спецслужб к деятельности нелегального Союза поляков в Белоруссии.
«Польские спецслужбы дали польских агентов и переделали Союз поляков в Белоруссии в единственную организацию польского меньшинства», — заявил политик.
О том, что непризнанный Минском Союз поляков в Белоруссии (СПвБ) во главе с Анжеликой Борыс есть креатура польской разведки, белорусским властям было давно известно. Этот факт польские власти тщательно скрывали от польской общественности, делая вид, будто неприятие Минском СПвБ во главе с Борыс — следствие антипольской политики Лукашенко.
Факты говорят об обратном. Белорусским полякам предоставлена возможность сохранять и развивать родную культуру и родной язык, свидетельством чего может служить деятельность вполне легального Союза поляков в Белоруссии во главе с Александром Сонгиным. Варшава не признаёт организацию Сонгина, и, по сути, осознанно раскалывает польское меньшинство в Белоруссии на два противостоящих лагеря — противников официальных властей (группируются вокруг СПвБ Борыс) и сторонников (консолидируются вокруг СПвБ Сонгина).
СПвБ Сонгина отделяет политику от культуры и занимается последней. СПвБ Борыс смешивает политику и культуру и занимается первой под прикрытием второй. В польско-белорусских отношениях отсутствует паритет. В Польше нет ни одной белорусской общественной структуры, которая располагала бы организационными и финансовыми возможностями. Нет у Минска и планов по вмешательству во внутреннюю польскую политику.
У Варшавы такие планы есть. Она спешит укрепить своё влияние в соседней республике, поскольку эксперты указывают: «рост прозападных настроений в Белоруссии может наткнуться на значительные ограничения».
Даже по данным польских социологов, около 30% населения республики исповедуют пророссийские взгляды. Со ссылкой на британский Chatham House они сообщают, что более 40% белорусов выступают за сохранение красно-зелёного флага как символа белорусской государственности и не приемлют бело-красно-белый флаг белорусских националистов. Среди стран, наименее дружественно относящихся к Белоруссии, 30,5% назвали Польшу, а 46,8% считают русских, белорусов и украинцев (малороссов) одним народом. Учитывая заинтересованность данной группы социологов, можно с уверенностью предположить, что, на самом деле, данные цифры выше.
В «Стратегии заграничной политики Польши 2017-2021» Белоруссия упоминается в контексте программы Восточного партнёрства (ВП) и в связи с вопросом защиты прав польского меньшинства. Программа ВП весьма красноречива, она призвана не допустить углубление отношений Минска с Москвой. Однако этот проект не оправдывает своих надежд. Пытаясь «не пускать» постсоветские республики на восток к сотрудничеству с Россией, он не компенсирует это обещанным движением на запад. Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан, как результат, оказались в некой «серой зоне». Минск, Баку и Ереван участвуют в программе номинально. Киев, Тбилиси и Кишинёв активничают на этом направлении, но мы видим печальные последствия такой активности для их социальной сферы и экономики.
Бывший министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович говорил: «Мы признаём существование независимой Белоруссии за основу международного порядка в Центрально-Восточной Европе, или шире, во всей Европе».
Это явное преувеличение и попытка Польши интернационализировать белорусский вопрос. Варшава понимает, что в одиночку «разрешить» его ей не под силу. Поэтому польские власти спешат вовлечь в это дело ЕС и США. В переговорах с союзниками Польша демонстрирует двуличный подход к теме соблюдения прав польского меньшинства. Так в ходе недавнего визита в Литву президент Польши Анджей Дуда призвал литовских поляков оставаться лояльными гражданами литовского государства. И это при том, что польские политики без устали говорят о нарушении прав поляков в Литве. Однопартиец Корвина-Микке Кристиан Каминский сообщил о подаче в литовский Сейм законопроекта, ограничивающего сферу образования на польском языке. Ст.7 законопроекта гласит: «В государственных и самоуправленческих учебных заведениях обучение и оценка результатов обучения проводится на литовском языке». По мнению Каминского, это приведёт к уничтожению образования на польском языке в 70 польских школах.
Доля поляков в структуре населения Литвы составляет 6,74%, но действия Варшавы по защите прав польского меньшинства кардинально отличаются от действий по отношению к белорусским полякам. Можно говорить о том, что Варшава использует белорусских поляков как живца, на которого пытается поймать власти Белоруссии, чтобы обвинить в нарушении прав человека.
Поскольку стремление Варшавы добиться смены власти в Минске объявлено долгосрочной стратегией, белорусским полякам придётся жить в условиях нагнетания обстановки со стороны Варшавы с целью спровоцировать ответные силовые действия Минска. Складывается парадоксальная ситуация, когда Варшава превращается в главную угрозу спокойствию и стабильности польского меньшинства в Белоруссии, а Минск — в их гаранта.
Каковы же планы? В ближайшем будущем Варшава будет делать ставку на финансирование независимых профсоюзов, причём открыто говорится, что помощь будет направлена на инструктаж по вопросам самоорганизации, юридической грамотности и тактике организации протестов. Планируется также усилить поддержку прозападных белорусских СМИ и различных фондов, выделяющих средства на содействие протестной активности и финансовую помощь её участникам, продолжить стипендиальные программы для белорусских студентов, самой известной из которых является программа им. Константина Калиновского.
Внешнеполитическая стратегия Польши обязательным условием «стабилизации» евразийского пространства видит безапелляционный переход постсоветских республик к евроинтеграции. Варшава отказывается учитывать несоответствие евроинтеграционной модели возможностям и культурно-цивилизационным характеристикам республик бывшего СССР, и тем самым провоцирует политическую напряжённость в регионе, стремясь добиться геополитической фрагментации евразийского пространства с целью снижения его конкурентоспособности на международной арене.
Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»