Польша о Северном потоке 2: Еще не все потеряно, борьба имеет смысл
Газопровод «Северный поток — 2» столкнется с серьезными правовыми проблемами в 2022 году, прогнозирует в интервью аналитик энергетического рынка из Берлина. Кроме того, проект может «закончиться» европейскими и американскими санкциями за любое военное вмешательство России в Украине, добавляет он.
«16 ноября немецкое сетевое агентство (BNetzA), которое должно рассмотреть заявку Nord Stream 2 AG на эксплуатацию газопровода, приостановило разбирательство, потребовав от« Газпрома »полного переноса своей деятельности из Швейцарии в Германию. Затем, 17 декабря, регулятор объявил, что не сможет принять решение о сертификации в первой половине 2022 года », — напоминает эксперт, аналитик энергетического рынка, преподаватель частного Берлинского университета».
Как он подчеркивает, у компании Nord Stream 2 AG, которая построила газопровод и является его единственным владельцем, есть серьезная проблема с доказательством того, что, хотя она полностью принадлежит российскому "Газпрому", она может быть "независимой", "компетентной" и «нейтральным» оператором газопровода, согласно действующему законодательству ЕС.
Официальные лица Ангелы Меркель (до недавнего времени канцлер Германии) традиционно отвергали обвинения европейских и американских союзников в том, еще больше увеличит преимущество России над Украиной. В течение первых трех или четырех лет немецкие и российские официальные лица утверждали, что он должен подчиняться только немецкому законодательству. Это отношение и партнерство с Москвой не только нанесли большой урон репутации Германии в странах Балтии, Центральной и Восточной Европы, но и вызвали тревогу в ЕС », — говорит эксперт
Оглядываясь назад, эксперт считает, что «игнорирование самоуверенности» Берлина и Москвы было блефом и должно было прикрыть их реальные опасения, что проект «завершится» не только санкциями США, но и законодательством ЕС о конкуренции. Следовательно, Nord Stream 2 AG приняла еще четыре стратегии для решения этой проблемы, но ни одна из них не дала удовлетворительных результатов.
«Третий энергетический пакет ЕС запрещает владельцу транспортируемого газа — в данном случае Газпрому, российской государственной экспортной монополии — иметь более половины газопровода, по которому транспортируется его газ. Он также требует доступа нейтральной третьей стороны к транспортировке газа и другие антимонопольные меры», — напоминает эксперт.
Как он отмечает, «поэтому на церемонии открытия проекта в сентябре 2015 года в Санкт-Петербурге пять европейских энергетических компаний сотрудничали с NS2 AG, и каждая взяла на себя совместное владение 49% газопровода. Цель была ясна, в случае необходимости этот процент можно было бы увеличить на один-два процента ».
В 2016 году Польское управление по конкуренции и защите прав потребителей (UOKiK) выпустило решение против компаний ЕС за то, что они не проконсультировались с польскими организациями о влиянии проекта на конкурентоспособность отечественного газового сектора. Европейские суды подтвердили это решение. Суд ЕС также заявил о другом деле, касающемся "Газпрома" и Германии. В апреле 2017 года партнерские компании ЕС с Газпромом подписали контракты на финансирование проекта, но он уже на 100 процентов принадлежал России », — подчеркивает эксперт.
Другая стратегия заключалась в том, чтобы найти компанию, которая купит половину газопровода. Эксперт считает, что BASF или Gascade, трубопроводная компания, принадлежащая BASF и «Газпрому», были очевидным выбором в данном контексте.
«Однако каждый потенциальный покупатель, котирующийся на фондовой бирже, должен был учитывать риск, связанный с потенциальными санкциями США. А с учетом непредсказуемости Москвы он был очень высоким в перспективе 25-30 лет. Хуже того, американские дипломаты, чтобы обойти трудности, связанные с введением санкций против немецких компаний, помогающих в строительстве трубопровода, предупредили немецкие банки, что они также понесут последствия, если их клиенты будут вовлечены в сделку. Хотя американские санкции не помешали физическому строительству газопровода, они сработали + практически, хороня всякую надежду NS2 AG найти покупателя", — констатирует аналитик.
Однако в то же время, предвидя трудности, и российские, и немецкие официальные лица пытались навязать повествовательную и юридическую интерпретацию, согласно которой Третий энергетический пакет ЕС не распространяется на трубопроводы, идущие по морскому дну. Уже 28 октября 2015 года тогдашний вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль посетил Путина в Москве и пообещал, что газопровод будет утвержден в соответствии с законодательством Германии, а не ЕС.
"В результате вмешательства служб юридических Европейской Комиссии, администрации тогдашнего главы еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, Европейского Парламента и Эммануэля Макрона в Совете, Ангела Меркель была вынуждена согласиться на принятие поправки, расширяющего применение третьего пакета в ФРГ. Теперь газопровод подчиняется законам ЕС", — обращает внимание эксперт, оговорившись, что это не повод для победы.
"Поскольку Газпром не смог продать половину Nord Stream 2 из-за риска санкций, единственный выход, который у него есть сейчас, — это сказать, что Nord Stream 2 AG является независимым предприятием. С юридической точки зрения это утверждение нелепо и неприемлемо в свете прецедентного юриспруденции CJEU. В любом случае возможное согласие BNetzA еще не рассмотрено Европейской комиссией,и понятно, что польская сторона оспорит окончательное согласие в суде ЕС. Короче говоря, борьба все еще продолжается", — говорит эксперт.