Польза восстановления Абхазского железнодорожного коридора в сложившихся реалиях
В связи с последними событиями, происходящими в мире, возобновление абхазской железной дороги, способная соединить Россию и Грузию, экономически выгодно, не только двум государствам, а также всему Закавказью и Турции. Но по сей день, основным препятствием в реализации проекта остаются политические противоречия, касающиеся неоднозначного статуса Абхазии и Южной Осетии.
Пользу восстановления Абхазского железнодорожного коридора понимают как в России, так и в Грузии. В частности, проект поддерживают Ассоциация промышленников и грузинских предпринимателей и порт Поти. Запуск стальной магистрали позволит Тбилиси выйти на рынок причерноморских регионов РФ, расширить транзитные потоки. Увеличится туристический поток между регионами, за счет прямого сообщения между Москвой и Тбилиси. Такой маршрут может стать достойной альтернативой авиационным перевозкам, (которые на данный момент страдают из-за украинского конфликта). В том числе линия позволит Грузии получить альтернативу линии Баку — Тбилиси — Карс.
Армения, в свою очередь, получит прямой доступ на рынки государств Евразийского экономического союза. Такая перспектива крайне привлекательна для страны. Не меньшую экономическую пользу данный проект представляет и для Турции.
Сегодня железнодорожная ветка практически полностью восстановлена — 221 км пути. В 2008 году был отремонтирован участок Сухум — Очамчира. Спустя 3 года восстановлено 130 км пути и 166 стрелочных переводов. Для этих целей Россия выдала Абхазии кредит в 2 млрд руб.
Изначально целью Абхазской железной дороги, строившейся в конце 1860-х гг., являлось соединение Черноморского побережья с Каспийским, сокращение транзитного пути в Закавказье наполовину. Также проект должен был стать драйвером для развития черноморских портов и увеличить пассажиропоток к курортам региона.
По оценкам грузинских властей, товарооборот между Россией и Грузией по итогам 2020 года превысил 1 млрд. долларов. За 10 месяцев 2021 года показатель увеличился на 35,3% — до 929,6 млн. долларов, что на 5,5% больше, чем за весь 2020 год.
Для более динамичного роста грузового сообщения между странами России стоит уделить особое внимание системе выстраивания цепочек поставок грузов в Грузию через Абхазию и в обратном направлении. К сожалению, сегодня у РФ нет комплексного подхода в развитии Южного коридора. Но успешная реализация проекта Абхазской железной дороги позволит расширить транспортную сеть в регионе и укрепить торговые отношения с Закавказьем.