Помощь врагу? Россия увеличивает поставки газа в Европу
На днях пришла информация, что в ноябре был побит исторический рекорд поставок СПГ из России в Европу — 1,75 млн тонн (или 2,4 млрд в более привычных м3). Предыдущий (1,737 млн тонн), кстати, был в декабре 2022 года. На самом деле, ничего феноменального не произошло. Для сравнения, за прошлый год российский экспорт СПГ в ЕС составил 19,7 млрд м3, т.е. порядка 1,6 млрд м3 ежемесячно. По трубе (без учета Турции) мы поставляем чуть больше: за 9 месяцев 2023 года 21 млрд м3, что дает около 2,3 млрд м3 ежемесячно.
Одним из крупнейших покупателей нашего СПГ в ЕС является Испания. За первые 10 месяцев 2023 года поставки выросли на 12,8% по сравнению с полным 2022 годом. Второй является Бельгия, которая выступает в качестве морских «газовых ворот» для Германии.
Реакция на данную новость двоякая. С одной стороны, это очередное доказательство того, что Европа так и не может отказаться от наших углеводородов. А это факт, т.к. те же нефтепродукты она просто стала получать через Индию. И на этом мы зарабатываем неплохие деньги. А с другой — мы, мол, по-прежнему снабжаем нашего геополитического противника топливом, позволяя, таким образом, снижаться ценам и поддерживать их разбегающуюся промышленность.
Всё так. Однако у подобного имеется вполне объективная причина — погода. С одной стороны на СМП в середине ноября закончилась навигация. А с другой — у американского СПГ имеются большие проблемы с логистикой в сторону Азии. Казалось бы, где связь? Однако это затрагивает буквально всех.
Дело в том, что в связи с сильной засухой (невиданной с 1950 года) и понижением уровня воды резко снизилась пропускная способность Панамского канала. Огромные очереди из более двухсот судов по обе стороны стоят по несколько недель. Для понимания, если обычно канал пропускал 4-5 газовозов с СПГ в день, сейчас такое же количество проходит лишь за месяц. Нормализоваться обстановка сможет не раньше лета 2024 года, когда в Панаме начнется сезон дождей.
Кстати, отойдя немного в сторону, проблемы с Панамским каналом, который к тому же ещё и полностью контролируют США, породили на свет альтернативный совместный проект России и Китая — Никарагуанский канал. В настоящий момент он, правда, «заморожен» по причине протестов местных индейских племён, что в переводе на русский означает — сопротивление Вашингтона потенциальному вторжению Москвы и Пекина на свой «задний двор». Но со счетов проект не списан.
Но вернемся к засохшему Панамскому каналу, из-за которого танкеры с американским СПГ вынуждены искать новые маршруты доставки грузов в Азию, даже, казалось бы, не самые удобные. В частности, им приходится задействовать довольно узкое горлышко морских перевозок — Суэцкий канал. Который и так вечно в пробках, а теперь получается, что в него хотят залезть вообще все.
И не только танкеры с СПГ из США в Азию и из Катара в Европу. А ещё и, например, наша нефть. Ниже представлен трафик по Суэцкому каналу в южном направлении. 74% от общего объема перевозок нефти в первой половине 2023 года пришлось на Россию (по сравнению с 30% в 2021 году). Большая часть этих объемов — «черное золото» для Индии и Китая. Плюс нефтепродукты для Саудовской Аравии и ОАЭ. Необходимо обратить внимание, что под 2023 годом имеется ввиду только первое полугодие. И какой колоссальный рост переправленных объёмов.
Ну а если СМП на зиму закрыт, а Суэц перегружен (причем довольно давно, а сейчас так и вовсе), то куда остается везти СПГ, к примеру, с ямальских проектов? Понятно, что с «Сахалинов» поставки как шли в Азию, так и идут. Поэтому остается один вариант — западное направление. Европе, разумеется, тоже деваться особо некуда (из Катара-то вывоз затруднен).
В связи со всем этим решение только одно. Активизация своих маршрутов.
Первое — СМП, логистическое плечо через который в тот же Китай примерно на десять дней короче в одну сторону, чем через Суэц. Однако проблема в том, что с середины ноября по май, когда начинается интенсивное ледообразование, в восточном секторе Севморпути возникает пауза. В настоящий момент идёт работа по обеспечению круглогодичной навигации. Ледоколы строятся, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы.
Второе — МТК «Север — Юг». Его расшивка позволит перенаправить часть нашего грузопотока с Суэцкого канала (ведь по нему идут не только СПГ и нефть). На данный момент в этом направлении также ведется работа, в частности недавно было подписано соглашение с Азербайджаном о строительстве небольшом, но важном участке железной дороги.
Таким образом, впечатляться ростом поставок СПГ в Европу не приходится. Их это, в любом случае, не шибко спасет. Для нашего СПГ — сейчас единственная возможная точка продажи. Конечно, можно было бы пойти на принцип и встать в позу. Однако в этом случае более действенным было бы наглухо перекрыть трубу.