Порты Прибалтики продолжают терять грузы. Большая их часть уходит в Россию
Еще несколько лет назад страны Прибалтики – Литва, Латвия Эстония – надеялись стать грузовыми воротами между Востоком и Западом. Для этого были все предпосылки, а перспективы обещали нескончаемый поток долларов и евро в бюджеты республик.
С начала 2000-х годов грузооборот балтийских портов шел по нарастающей, прибавляя каждый год по 7-10 млн. тонн. Порты республик развивали свою инфраструктуру и пополняли бюджеты на очень серьезные суммы.
В 2011 году суммарный грузооборот пяти крупнейших портов Балтии составил более 141 млн. тонн.
Но тут в дело вмешалась Россия…
Дело в том, что российские компании на протяжении всей истории были основными клиентами прибалтийских портовиков. Мощности балтийских портов России не позволяли перегружать большие объемы грузов.
Прибалты, надо отметить, чувствуя свое монопольное положение в прибалтийском регионе, этим умело пользовались. Мол, все равно никуда не денутся грузы из России.
Но в России решили иначе и начали активно развивать свое портовое хозяйство. Касалось это не только балтийского региона. Строить и модернизировать порты начали на Белом море, в Арктическом, Черноморском и Тихоокеанском регионах.
Особый же упор был сделан на Балтику. Именно через балтийские порты шел практически весь поток экспортных грузов.
В Ленинградской области начали строить и развивать порт Усть-Луга. Его терминалы сегодня могут принимать и обрабатывать все виды грузов.
Для Прибалтики наступили черные времена. Грузооборот портов Литвы, Латвии и Эстонии начал падать по 5-7 млн. тонн ежегодно.
По итогам 2019 года порты Балтии обработали всего около 127 млн. тонн. Для сравнения – в том же году один только порт Усть-Луга перевалил через свои терминалы почти 104 млн. тонн.
Но самым существенным падением для портов Балтии ознаменовались последние два года.
По итогам 2020 года – 114,5 млн. т., а по итогам 2021 всего лишь 106,8 млн. т.
Для сравнения – российские порты по итогам 2021 года перевалили более 252 млн. тонн. В два с половиной раза больше. Хотя еще несколько лет назад картина была зеркально противоположной.
Упали даже показатели порта Клайпеда, который в силу своего географического положения продолжал активно принимать грузы из России и Беларуси.
Но в 2022 году падение балтийских портов продолжится.
Литва недополучит огромные объемы грузов из Беларуси. В первую очередь это нефтепродукты и калийные удобрения.
Кроме этого, в Клайпеду перестанут идти грузы из Китая, который полностью прекратил торговое сотрудничество с Литвой. Еще раньше от мощностей Клайпеды отказался Казахстан и перенаправил свое зерно и уголь в Усть-Лугу.
2022 год для транспортной отрасли (кроме морских портов это еще и железные дороги) Литвы, Латвии, Эстонии может стать катастрофой. Грузооборот падает, и как его восстановить в Прибалтике не знают. Транспортники Латвии уже обращались в российский Минтранс с просьбой оставить хотя бы часть грузов для порта Рига.
Но у России сегодня нет никакого интереса сотрудничать с прибалтийскими странами – надо активно развивать свое портовое хозяйство. Так, порт Усть-Луга в ближайшие годы должен выйти на объемы в 180 млн. тонн в год. То есть один российский порт будет переваливать грузов больше, чем все порты стран Балтии.
Общие объемы потерь Литвы, Латвии и Эстонии уже сегодня огромны. Железные дороги этих стран на волне падения грузопотока сокращают свою деятельность, продают имущество и увольняют работников. В морских портах такая же картина.
Запланированное на 1 февраля прекращение транзита калийных удобрений из Беларуси еще больше усугубит ситуацию, так как за этим последуют судебные иски белорусской стороны к Литве, и все это чревато многомиллионными штрафами.
Фактически, страны Балтии своими руками разрушили свою цветущую транспортную отрасль. Тут надо заметить, что на 90 % она была построена в советские годы и современная Прибалтика лишь пользовалась плодами чужого труда. Но даже в этом она не преуспела.