Пощечина гегемону: Соединенные Штаты начали проигрывать, ОАЭ отказываются подчиняться давлению и выбирают французские Rafale

Пощечина гегемону: Соединенные Штаты начали проигрывать, ОАЭ отказываются подчиняться давлению и выбирают французские Rafale

Америка проигрывает, поскольку государство Персидского залива выбирает французские самолеты Rafale и отказывается подчиняться давлению со стороны США по поводу Huawei и 5G. Объединенные Арабские Эмираты долгое время искали возможности приобрести истребитель F-35 американского производства, но в конце концов отказались от сделки.

Недавняя отмена Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) своего плана по покупке 50 истребителей Lockheed F-35 стоимостью 23 миллиарда долларов у Соединенных Штатов показала, что тесное торговое партнерство между ОАЭ и Китаем начало играть свою доминирующую роль в отношениях между странами.

Отмена означает, что ОАЭ выбрали технологию 5G Huawei вместо F-35, который используется США в качестве «услуги» для создания военных союзов с другими странами. По запросу США ОАЭ ранее согласились приостановить строительство логистического порта, который строит Китай. Но на этот раз сильное давление США не смогло заставить ОАЭ отказаться от своих телекоммуникационных проектов Huawei, а подтолкнуло ОАЭ к покупке 80 истребителей Rafale у Франции.

Администрация Байдена сейчас стоит перед дилеммой: отказаться от выручки в 23 миллиарда долларов или позволить ОАЭ использовать Huawei 5G. США пострадают в любом случае, и Китай станет окончательным победителем в этом инциденте. 14 декабря официальные лица ВВС ОАЭ написали в Пентагон, чтобы отозвать письмо-согласие на закупку 50 истребителей Lockheed F-35 и приостановить переговоры на неопределенный срок. Это означает, что сделка по покупке F-35 ОАЭ вступила в критическую стадию. Она еще не умерла, но почти готова к этому. Можно ли спасти сделку по закупке оружия в ОАЭ для F-35 и как все дошло до этого?

ОАЭ – небольшая, но богатая страна на южном побережье Персидского залива. Это страна, богатая сырой нефтью, состоит из семи эмиратов, включая Абу-Даби и Дубай. Из 10-миллионного населения страны 78% составляют иностранцы, в основном индийцы. Ее ВВП в 2020 году составил около 410 миллиардов долларов, примерно столько же, сколько у Австрии и Ирландии. Ее ВВП на душу населения составляет более 41 500 долларов, что соответствует показателям Новой Зеландии и Соединенного Королевства, или вдвое больше, чем у Саудовской Аравии, примерно в 20 раз больше, чем у Индии и в 10 раз больше, чем у Индонезии.

ОАЭ — небольшая страна с мощными военно-воздушными силами, состоящими из 78 истребителей F-16 Block 60, первого в мире истребителя, у которого с момента разработки был активный радар с электронным сканированием, за исключением F-22. Также в ОАЭ имеется 59 истребителей «Мираж-2000». Для замены устаревших Mirage-2000 3 декабря ОАЭ подписали контракт с французской Dassault на поставку 80 истребителей Rafale. В это же соглашение входит также 12 вертолетов H225M, а общая стоимость сделки составила 19 миллиардов долларов.

ОАЭ уже давно пытались закупить истребители F-35 американского производства. В последний день президентства США Дональда Трампа он одобрил соглашение с ОАЭ о заказе 50 самолетов F-35 и 18 боевых беспилотников MQ-9B на общую сумму 23 миллиарда долларов. Это не был окончательный контракт, поскольку правительство Байдена имело право пересмотреть его и решить, продолжить или приостановить его. Обычно соглашение, одобренное президентом, не будет прекращено следующим президентом, если для этого нет особой причины.

Сделка стала «наградой» Трампа за нормализацию отношений между ОАЭ и Израилем в августе 2020 года. Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет нанес визит в ОАЭ 13 декабря. Это был первый визит премьер-министра Израиля в страну в Персидском заливе. Израиль надеялся улучшить отношения с ОАЭ и изолировать Иран по другую сторону Персидского залива. ОАЭ были заинтересованы в сотрудничестве с израильскими высокотехнологичными отраслями, так как эмираты давно готовятся к диверсификации сырой нефти.

Хотя Израиль рассматривает ОАЭ как плацдарм в Персидском заливе, он категорически против того, чтобы ОАЭ получили бы F-35. Израиль не хочет, чтобы арабские страны имели такое же передовое оборудование, как и он сам. Чтобы умиротворить Израиль, США пообещали уделить приоритетное внимание модернизации израильских самолетов F-35, обеспечивая Израилю преимущество. После того, как отношения США и Саудовской Аравии осложнились, ОАЭ стали ключевым союзником США в Персидском заливе, и продажа F-35 стала важным жестом США.

F-35 — единственный в мире экспортный истребитель-невидимка, который в ближайшие десятилетия будет иметь ключевое значение для США. Любая сделка с F-35 — знак того, что США — близкий союзник покупателя. Экспорт F-35 рассматривается как «услуга», а эмбарго на продажу F-35 рассматривается как «наказание». Израиль был первой страной, получившей F-35. Турция проигнорировала давление со стороны США и настояла на импорте российских зенитных ракет S400, и их сделка с F-35 была отложена.

Программное обеспечение и сеть F-35 также имеют важное политическое значение. Все самолеты F-35 в небе и на земле являются членами огромной автоматизированной системы материально-технического обеспечения. Серийный номер, время автономной работы, время использования, состояние обновления и технического обслуживания всех частей каждого самолета есть в базе данных Lockheed. Lockheed может разместить необходимые запасные части в цепочке поставок, когда пользователь не знает, что значительно сокращает цикл обслуживания запасных частей. Lockheed не только обеспечивает удаленную техническую поддержку, но также дистанционно контролирует использование любого самолета, включая его механическое состояние, маршрут, установку и маневрирование. Эта же система также управляет техническим обслуживанием и летным экипажем, не только их квалификацией и регулярными оценками, но и их продвижением по службе. Персоналу, квалификация которого не была одобрена Lockheed, не разрешается подключаться к сети или входить в систему, поэтому они не могут проводить капитальный ремонт и техническое обслуживание. Lockheed может удаленно заблокировать любой F-35 в мире.

Это палка о двух концах для любого пользователя. С одной стороны, были значительно улучшены эффективность и качество обслуживания, а также скорость отправки автопарка. С другой стороны, все пользователи сталкиваются с угрозой национальной безопасности. Теоретически Lockheed может контролировать ВВС США. На практике Lockheed и ВВС США тесно сотрудничают. США ведут постоянный мониторинг любой страны, использующей F-35. Однако другие страны не могут этого делать.

При продаже оружия также есть условия его использования: оно не может быть использовано в нападениях на американских союзников или боевых операциях, нарушающих права человека и справедливость. ОАЭ и Саудовская Аравия использовали оборудование американского производства, чтобы вмешаться в гражданскую войну между правительством Йемена и силами хуситов, вызвав гуманитарные проблемы. Это привело к давлению общественного мнения в США и Европе. С F-35 ничего скрыть невозможно. С точки зрения национальной безопасности ОАЭ ограничения со стороны США неприемлемы.

Экономичность F-35 — интересный вопрос для ОАЭ. В каком-то смысле ОАЭ — страна, у которой нет врагов. Большинство людей в ОАЭ — мусульмане-сунниты. У ОАЭ хорошие отношения с Саудовской Аравией. ОАЭ пытаются установить связь со странами Персидского залива и поддерживают хорошие отношения с Ираном. Поскольку иранские истребители находятся в аварийном состоянии, существующие самолеты ОАЭ могут их раздавить. Поэтому ОАЭ не нужны F-35.

ОАЭ также не вовлечены в арабо-израильский конфликт. Соседние страны, такие как Ирак, Кувейт, Бахрейн и Оман, не враждебны ОАЭ. Позиция Катара немного неоднозначна, но не враждебена. Силы хуситов в Йемене настроены враждебно, но ОАЭ не нужно использовать самолеты F-35, и США могут наложить ограничения на их использование. Rafales и F-16 Block 60 обеспечивают сохранение военного преимущества ОАЭ в Персидском заливе.

У F-35 также есть проблема с иерархией программного обеспечения, и пользователи могут не иметь доступа ко всем функциям самолета. Например, даже среди союзников по НАТО ядерный потенциал может быть разблокирован только несколькими странами, такими как Германия, если она купит F-35. Что касается других функций оружия, страна A может установить и запустить оружие, но страна B может быть не в состоянии сделать то же самое. Все зависит от технических возможностей, оговоренных в соглашении между страной Б и США.

Фактически, если программное обеспечение не разблокировано, даже маневры с высокой перегрузкой могут быть автоматически ограничены. В некотором смысле, высокая степень программного обеспечения делает F-35 царством мечты о продаже оружия. США могут контролировать использование оружия всеми пользователями до мельчайших деталей, чтобы гарантировать, что это соответствует их интересам. Ограничения на вооружение и летные возможности F-35 в ОАЭ не известны, но многие вопросы остаются без ответа.

После подтверждения заказа на 80 Dassault Rafales, вопрос о том, нужны ли вооруженным силам ОАЭ F-35, стал другим вопросом. С одной стороны, наличие F-35 является признаком силы, престижа региона и тесных связей с США. С другой стороны, это не обязательно для военных ОАЭ. В этом случае важны другие факторы, помимо оборудования. ОАЭ упомянули в официальном письме: технические требования, суверенные эксплуатационные ограничения и анализ рентабельности привели к пересмотру сделки с F-35. Хотя все это верно, главная проблема — Китай.

Отношения между ОАЭ и Китаем хорошие. Китай — крупнейший торговый партнер ОАЭ. Китай никогда не вмешивался в дела Персидского залива и держал в тени вопрос о вооруженных силах хуситов. Китай заявляет, что эти продолжающиеся этнические и религиозные проблемы не могут быть решены посторонними. ОАЭ также стали ключевым регионом для зарубежных испытаний вакцин в Китае. ОАЭ были одной из первых стран, которые развернули китайскую вакцину Sinopharm в больших масштабах и производят вакцину с расчетным годовым объемом производства в 200 миллионов доз.

ОАЭ надеются превратиться в технологичную страну. В правительстве четыре министра, связанных с технологиями: государственный министр по искусственному интеллекту (первый в мире), министр промышленности и передовых технологий, государственный министр по передовым технологиям и министр безопасности пищевых продуктов и воды. В марте 2021 года ОАЭ запустили план «Операция 300 миллиардов» на следующие 10 лет, направленный на преобразование страны в устойчивую экономику, основанную на технологиях. Технологии среднего и высокого уровня Китая хорошо связаны с технологиями ОАЭ, и это то, чего хотят ОАЭ.

Китайский агроном Юань Лунпин однажды провел пробную посадку морского риса в Дубае. Huawei участвовала в строительстве железнодорожных коммуникаций в ОАЭ в 2013 году и подписала соглашение о сотрудничестве в области 5G в 2019 году. В мае 2021 года Huawei и ОАЭ подписали меморандум о расширении и углублении сотрудничества. ОАЭ также сотрудничают с Китайской академией наук и Университетом Цинхуа в областях биобезопасности, продовольственной безопасности, наук о жизни и фармацевтики, космоса, возобновляемых источников энергии и передового производства.

США хотят прекратить сотрудничество любой страны с Китаем. Huawei 5G — больное место для США. Хотя сделка с F-35 делает его «союзником США», если ОАЭ разрешат Huawei развивать сеть 5G, США не будут довольны. За исключением отдельных компонентов, в США нет технологии 5G. Технология 5G от Huawei является ведущей, и ее рентабельность выше, чем у ее европейских и южнокорейских аналогов. Если допустить рыночную конкуренцию, у Huawei есть шанс превзойти Nokia, Ericsson и Samsung.

США используют риски безопасности как предлог, чтобы вынудить своих союзников отказаться от Huawei и помешать Huawei иметь рынок за пределами Китая. Среди стран Five Eyes три подчинились пожеланиям США, а Австралия даже вызвалась добровольцем. В Канаде нет четких правил, но крупные телекоммуникационные компании отказались от Huawei и исключили ее из Канады. Европейские страны находятся под давлением США, и многие европейские страны придерживаются того же подхода, что и Канада. У них нет четких правил, но они тайно побуждают крупные телекоммуникационные компании выбирать Nokia, Ericsson и Samsung и исключать Huawei. Но мир не ограничивается Европой и Америкой. 5G превзойдет 4G и станет основой беспроводного Интернета вещей. Huawei не только примет стратегию «окружить города сельскими районами» за пределами Европы и США, но и построит экосистему ИКТ-технологий, выходящую из-под контроля США.

Это план выживания Huawei. Если сделки с F-35 являются признаком близости к США, то 5G от Huawei в некоторой степени свидетельствует о близости к Китаю. Китай никогда не предоставляет Huawei 5G как «услугу» другим странам. Он видит в этом возможность для общего развития и взаимной выгоды. Поскольку США политизируют сделки Huawei по 5G, Китай ценит реакцию других стран на 5G Huawei. Страны, которым нужна 5G от Huawei, должны противостоять давлению со стороны США. США считают, что они «отдавали предпочтение» ОАЭ. Но ОАЭ отказались от сделки с F-35, чтобы придерживаться 5G от Huawei. Это беспрецедентно. Даже президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, когда был наложен эмбарго на F-35, не отказался от этой сделки. Эрдоган пытался спасти ее, хотя и не умолял США.

Благодаря процветающей экономике, непредубежденной политике и стабильной и нейтральной политике, ОАЭ имеют растущее влияние на Большом Ближнем Востоке. Они также являются важным спонсором для многих слаборазвитых стран и регионов мира. Внедрение Huawei 5G в ОАЭ означает, что другие страны могут последовать их примеру. 5G от Huawei, безусловно, прочно закрепился в Китае, но этого недостаточно. Его нужно расширять. Он хочет не только быть частью телекоммуникационных рынков, но и способствовать цифровизации и модернизации стран. В ходе этого процесса Huawei и экология науки и технологии Китая будут расширяться во всем мире.

Развитие технологической экологии связано с такими факторами, как технологический прогресс и пространство для разработки, но самой большой движущей силой является расширение круга пользователей. Это похоже на процесс приливов и отливов. По мере того как технологическая экосистема Huawei приближается к Азии, Африке и Латинской Америке, разработка приложений, подходящих для местных нужд, в регионах будет ускоряться. Эта тенденция создаст эффективную конкуренцию экосистеме Android и Apple.

Huawei и китайская наука и экология никого не вытесняют. Им нужно только место для выживания и развития. Но это «не разрешено» США. Китай уже был единственной сверхдержавой в обрабатывающей промышленности в мире. Если Китай также нарушит монополию США на вершину технологической пищевой цепочки, США не останется ничего, чтобы взять на себя существенное лидерство в какой-либо отрасли.

США исчерпали свои грязные уловки, чтобы помешать развитию Huawei и науки и технологий Китая. Что они делали, так это сдерживали Китай и вынудили многих его союзников разорвать технологические и экономические связи с Китаем. Эти связи не могут быть полностью разорваны, но США прервали их в стратегических местах.

США оказали давление на ОАЭ, чтобы они запретили не только Huawei, но и проект строительства порта в Китае. Китай имеет серьезные экономические интересы в Персидском заливе. Порт в ОАЭ, который строит Китай, нацелен на развитие логистики. Он имеет стратегическое значение, но не является военным объектом. Это не монополия Китая, а проект, от которого могут выиграть и Китай, и ОАЭ.

Завершение строительства порта будет способствовать более тесным экономическим и политическим связям между Китаем и ОАЭ. Но это стало «проблемой безопасности» для США. Под давлением США ОАЭ прекратили строительство портовых сооружений, но неоднократно подчеркивали: ОАЭ не считают порт военным объектом, и порт не представляет угрозы для безопасности. Это чисто решение, принятое в ответ на серьезные опасения союзников США.

Обвинения США в том, что 5G Huawei повлияет на секретность F-35, безосновательны. Если пилот снимает селфи-видео с мобильного телефона Huawei 5G на F-35, то Huawei 5G не сможет даже прикоснуться к F-35. Как он может украсть какие-то секреты? Примечательно, что в одобренном Трампом соглашении ОАЭ по F-35 нет пункта Huawei о 5G. Даже когда тогдашний госсекретарь США Майк Помпео летал по миру, говоря, что «Huawei крадет секреты» и призывал к «чистым сетям», Трамп не связывал сделку по F-35 с Huawei 5G.

Теперь Джо Байден объединил эти две не связанные между собой проблемы с единственной целью: разорвать экономические, технологические и политические связи между ОАЭ и Китаем. Но ОАЭ отказались подчиниться. США все еще по-прежнему доминируют, но европейские и американские СМИ не могут скрыть динамику подъема Китая посредством его демонизации. Военные США по-прежнему занимают первое место в мире, но в обозримом будущем ОАЭ не будут нуждаться в военном сопровождении США. Будущее ОАЭ — в мире и устойчивом развитии, а Китай — лучший поставщик. Экономика доллара США по-прежнему доминирует в мире, но долг США высок, а в США вот-вот разразится инфляционный кризис. ФРС исчерпала все свои боеприпасы в связи с пандемией, что внесло неопределенность в экономические перспективы США на ближайший период времени.

Напротив, Китай является крупнейшим торговым партнером ОАЭ и в пандемии экономически превзошел другие страны. Народный банк Китая не исчерпал свои инструменты во время эпидемии. Вместо этого он работает в обратном цикле. Китайская экономика не лишена проблем, но по сравнению с США, Европой и Японией она определенно не самая худшая. На макроуровне подъем Китая не остановить, а влияние Китая в мире может только расти.

В прошлом у ОАЭ были союзники в Китае и США. Но теперь США хотят заставить ОАЭ бросить Китай, поставив ОАЭ в затруднительное положение. ОАЭ не хотят идти ни с одним, ни с другим, но оставляют за собой право дружить с обоими. После того, как ОАЭ остановили сделку по поставке оружия для F-35, они заявили, что США по-прежнему являются их предпочтительным поставщиком военной техники. Это должно было успокоить США.

Представитель Министерства обороны США Джон Кирби сказал: — «США готовы сотрудничать с ОАЭ для решения проблем. Партнерство США и ОАЭ является более стратегическим и глубоким, чем любая продажа оружия. Тем не менее, США продолжат определять условия для конечных пользователей в соответствии с требованиями законодательства и политики. Эти условия относятся не только к ОАЭ, а ко всем странам, и их нельзя изменить». Кирби, похоже, предупреждал ОАЭ, что условия США изменить нельзя. Но пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс сказал: — «Мы должны подтвердить, что у обеих сторон есть четкие ожидания и консенсус в отношении ответственности за предпродажную подготовку, продажу и послепродажное обслуживание». Позиция Прайса более свободна, и, возможно, условия в США могут быть не такими жесткими.

США пытаются преуменьшить свои неудачи в ОАЭ. Это может быть предположение: торгуются ли ОАЭ или всерьез намерены отменить сделку с F-35? Если его отменить, это будет не только огромной потерей дохода для США, но и потерей репутации. ОАЭ торгуются, но такие торги не похожи на торги Индии, которая хочет только снизить цены. Деньги — не проблема ОАЭ. ОАЭ также не заявили, что столкнулись с какими-либо финансовыми ограничениями после заказа 80 самолетов Rafale. ОАЭ могут себе это позволить. Они призывают США отменить условия, запрещающие ОАЭ использовать 5G Huawei и налаживать экономические, политические и технологические связи с Китаем.

За неделю до ухода с поста главный дипломатический советник правительства ОАЭ Анвар Гаргаш сказал в интервью в Институте Персидского залива в Вашингтоне: — «Мы беспокоимся о том, как отличить крайнюю конкуренцию от холодной войны между Китаем и США. Мы маленькая страна. На нас будет отрицательно влиять чрезмерная конкуренция, в то время как мы не сможем оказать какое-либо положительное влияние на конкуренцию между Китаем и США». Это не эксклюзивная идея ОАЭ. Многие страны — особенно в Юго-Восточной Азии и некоторые в Европе — не хотят становиться на сторону Китая и США. Они испытывают отвращение к США, которые заставляют их встать на чью-то сторону.

Администрация Трампа-Помпео публично заставляла страны становиться на чью-то сторону, но сталкивалась с сильным сопротивлением. Администрация Байдена-Блинкена заявила, что США больше не будут требовать, чтобы страны принимали чью-то сторону, но на самом деле заставляет их делать это всеми способами. Отказ ОАЭ от сделки по покупке F-35 может стать серьезным предупреждением для США. Варианты политики США ограничены. США должны заставить страны принять чью-то сторону, но Китай успешно устанавливает связи с каждой из них.

США хотят сдерживать Китай, но фактически сдерживают себя. Это стыдно. США пытались сказать, что господство Китая — это гегемония, а гегемония США — это доктрина. Они думают, что своим дискурсом могут ослепить всех. Но это тот, кто слеп. Во время интервью в Институте Персидского залива Гаргаш подтвердил, что ОАЭ приостановили строительство портовых сооружений Китая. Но Гаргаш также дал понять: — «ОАЭ считают, что эти объекты не могут использоваться в военных целях. Поскольку США выразили озабоченность, мы можем только рассмотреть и остановить строительство. Но наша точка зрения остается прежней: эти объекты не предназначены для использования в военных целях».

Это сигнал для США: открывать глаза не обязательно. Даже если США будут настаивать на том, чтобы заставить ОАЭ встать на чью-то сторону, ОАЭ все равно сохранят дружбу с Китаем. Для Китая же важнее всего то, что решение ОАЭ не является результатом дипломатического посредничества Китая. Китай не имеет отношения ко всему этому процессу. Он выигрывал, когда «лежал плашмя». На самом деле это более опасный сигнал для США: высокое антикитайское давление США неэффективно, и Китай победил. Это новый мировой тренд?

15 декабря в Вашингтон прибыла высокопоставленная военная делегация ОАЭ. Проблема F-35 изначально не была темой переговоров, но, безусловно, стала ключевой. Еще неизвестно, смогут ли США и ОАЭ разрешить свои разногласия. Если ОАЭ рассчитывают провести переговоры с США об отзыве условий, связанных с 5G Huawei, они не будут отказываться от сделки с F-35. Поскольку они это сделали, они готовы прекратить переговоры. Исторически сложилось так, что принятие решений в ОАЭ никогда не было импульсивным. Знает ли Франция заранее о решении ОАЭ, но сейчас она, должно быть, смеется. Отомстила за AUKUS.

США должны выбрать между отказом от дохода в размере 23 миллиардов долларов или разрешением ОАЭ использовать Huawei 5G. Потеря такой огромной суммы денег — это не только прямая экономическая потеря, но и шанс для Трампа и Республиканской партии атаковать: некомпетентный Байден проиграл сделку на 23 миллиарда долларов, стоит ли на него рассчитывать? Потеря такого «надежного» союзника, как ОАЭ, также является большой неудачей для США. Однако, если США пойдут на компромисс в вопросе 5G Huawei, они потеряют доверие к себе, в то время как их предыдущее давление на союзников потеряет все свои моральные и технологические основания.

За эти годы у каждого американского президента был лозунг. Обама сказал: — «Да, мы можем», но через восемь лет выяснилось, что «Да, мы можем поговорить». Трамп сказал: — «Сделайте Америку снова великой», но теперь это шутка. Байден сказал: — «Америка вернулась», но куда вернулись США? Соединенные Штаты еще никогда не получали пощечину от другой стороны, которая называет себя «маленькой страной».

ЧЭНЬ ФЭН