Последний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Последний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141СегодняСегодня2874 минКомпоновка и схема двухконтурного двигателя. Вот в каком плагиате обвиняют США, сравнивая Як-141 и Ф-35В. Но все это детали, которые встречались и у других машин. Конструкторы "Локхид Мартин" признавали, что главное, что им дала работа с яковлевцами, это выход из концептуального тупика, в котором они оказались в начале 90-х. Фото ОАККомпоновка и схема двухконтурного двигателя. Вот в каком плагиате обвиняют США, сравнивая Як-141 и Ф-35В. Но все это детали, которые встречались и у других машин. Конструкторы "Локхид Мартин" признавали, что главное, что им дала работа с яковлевцами, это выход из концептуального тупика, в котором они оказались в начале 90-х. Фото ОАК
Известный авиасалон в Ле-Бурже 1991 года можно назвать последней выставкой достижений советского авиапрома. "Железный занавес" уже фактически рухнул, и полные надежд отечественные авиастроитроители повезли на форум, базировавшийся на всемирно известном аэродроме под Парижем всё лучшее, что было у них на тот момент. Среди массы прорывных новинок особый интерес вызвали две. Первый в мире самолёт четвертого поколения МиГ-31, о котором в НАТО мало что было известно, и ещё более загадочный Як-141. Оба они произвели сильнейшее впечатление и на публику, и на специалистов, и на представителей спецслужб. Наши инженеры рассчитывали, что их инновационные разработки удивят мир и привлекут потоки инвестиций, но достигли в итоге обратного эффекта. Советский военный авиапром переживал в тот момент настоящий революционный подъем и набрал такой темп, что в США его было решено во что бы это ни стало его если не разрушить, то хотя бы затормозить, а наиболее интересные разработки забрать себе под видом "перспективного сотрудничества".
Именно тогда возникло сразу несколько очень странных совместных предприятий с американскими фирмами и достаточно скромным по меркам заокеанского ВПК финансированием, срок жизни которых редко превышал 2-3 года. За это время американские эмиссары сдаивали всю необходимую информацию и покидали проекты "в виду катастрофической отсталости советских технологий". Именно с этим столкнулась вторая советская модель, произведшая на авиасалоне в Ле-Бурже не меньший фурор, чем гениальный "тридцать первый".
Як-141 в Ле-Бурже. Фото журнала Еspace et aviationЯк-141 в Ле-Бурже. Фото журнала Еspace et aviation
Всего за год до этого, ровно 45 лет назад, в середине июня 1990 года, свой первый полноценный полёт, включая полные вертикальные взлёт и посадку, а так же продолжительный горизонтальный полёт и маневрирование совершил последний боевой самолёт, разработанный в СССР. Речь, как вы уже догадались, идет о Як-141. До той поры самым известным самолётом Союза морского базирования был Як-38, и он не считался у потенциального противника серьезным соперником. Собственный "Си Харриер" они оценивали в этом качестве намного выше. И в целом, по делу. Но то, что Советы показали в Ле-Бурже, всё переворачивало с ног на голову. Они получили самолёт, о котором зарубежным авианосным группам приходилось только мечтать.
Сверхзвуковой, высокоманевренный, полностью готовый к базированию не только на авианесущих крейсерах, но и на десантных кораблях и "лёгких" авианосцах. А в перспективе, вообще на любом корабле, имеющем подходящую по размерам площадку. То есть, практически всё то, что сейчас, к исходу 15 года своего существования, худо-бедно и с большим скрипом, умеет делать только один из видов Ф-35. "Пингвина" частенько обвиняют в том, что его идея каким-то образом была украдена у яковлевцев. Причин для этого сразу несколько, включая отдаленное сходство в компоновке Як-141 и F-35B (STOVL). Ну и конечно, главное — это то, что Як-141 стал первой машиной, в которую американцы в свете "нового мышления" якобы собрались инвестировать большие деньги.
Концептуальное сходство есть, хотя нельзя не признать, что это очень разные машины., начиная от малозаметности, заканчивая цифровыми возможностями. Тем не менее, Як-141 определенно на судьбу "пингвина" повлиял, что признают даже разработчики Ф-35. Фото КМП СШАКонцептуальное сходство есть, хотя нельзя не признать, что это очень разные машины., начиная от малозаметности, заканчивая цифровыми возможностями. Тем не менее, Як-141 определенно на судьбу "пингвина" повлиял, что признают даже разработчики Ф-35. Фото КМП США
На самом деле, у "Локхид Мартин" тогда возникли серьезные технологические проблемы с истребителем с укороченным взлетом и вертикальной посадкой по программе Joint Strike Fighter (будущий Ф-35), и они каким-то образом искали выход из сложившейся тупиковой ситуации. И тут такая удача. Советы не просто придумали и внедрили подобную машину, но и наивно были готовы делиться секретами, только в надежде на полноценное сотрудничество. В 1992 году концерн Локхид Мартин легко получил у российского руководства разрешение на создание совместного предприятия и первые месяцы рьяно взялся изучать документацию Яка, включая её самые секретные пункты.
А через год американцы неожиданно проект покинули, заявив, что не видят в машине ничего нового. Трудно сказать, что именно они почерпнули из этого сотрудничества, об этом идет очень много дискуссий. В частности, об элементах советского двухконтурного двигателя Р79В-300. Но представители Локхид, в частных беседах, честно признавались, что СССР в этих вопросах удивительным образом обогнал их лет на 15, и концептуально такое сотрудничество их очень обогатило. Правда полный цикл испытаний их самолет прошел только осенью 2011 года. (Продолжение следует).
Уважаемые друзья и читатели "Зеленого края". Наш канал тихо
загибается от политики с показами Дзена. Держимся мы исключительно
благодаря вашей помощи. Поэтому, если есть такая возможность, поддержите
канал по этой ссылке, либо по номеру карты в первом комментарии. Мы работаем для вас ежедневно и честно, не прибегая к помощи нейросетей, и при этом стараемся быть интересными нашим читателям. Теперь от вас зависит
дальнейшая наша судьба. Спасибо, что вы с нами!
Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!