Последний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Последний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141СегодняСегодня2874 минПоследний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141Компоновка и схема двухконтурного двигателя. Вот в каком плагиате обвиняют США, сравнивая Як-141 и Ф-35В. Но все это детали, которые встречались и у других машин. Конструкторы "Локхид Мартин" признавали, что главное, что им дала работа с яковлевцами, это выход из концептуального тупика, в котором они оказались в начале 90-х. Фото ОАККомпоновка и схема двухконтурного двигателя. Вот в каком плагиате обвиняют США, сравнивая Як-141 и Ф-35В. Но все это детали, которые встречались и у других машин. Конструкторы "Локхид Мартин" признавали, что главное, что им дала работа с яковлевцами, это выход из концептуального тупика, в котором они оказались в начале 90-х. Фото ОАК

Известный авиасалон в Ле-Бурже 1991 года можно назвать последней выставкой достижений советского авиапрома. "Железный занавес" уже фактически рухнул, и полные надежд отечественные авиастроитроители повезли на форум, базировавшийся на всемирно известном аэродроме под Парижем всё лучшее, что было у них на тот момент. Среди массы прорывных новинок особый интерес вызвали две. Первый в мире самолёт четвертого поколения МиГ-31, о котором в НАТО мало что было известно, и ещё более загадочный Як-141. Оба они произвели сильнейшее впечатление и на публику, и на специалистов, и на представителей спецслужб. Наши инженеры рассчитывали, что их инновационные разработки удивят мир и привлекут потоки инвестиций, но достигли в итоге обратного эффекта. Советский военный авиапром переживал в тот момент настоящий революционный подъем и набрал такой темп, что в США его было решено во что бы это ни стало его если не разрушить, то хотя бы затормозить, а наиболее интересные разработки забрать себе под видом "перспективного сотрудничества".

Именно тогда возникло сразу несколько очень странных совместных предприятий с американскими фирмами и достаточно скромным по меркам заокеанского ВПК финансированием, срок жизни которых редко превышал 2-3 года. За это время американские эмиссары сдаивали всю необходимую информацию и покидали проекты "в виду катастрофической отсталости советских технологий". Именно с этим столкнулась вторая советская модель, произведшая на авиасалоне в Ле-Бурже не меньший фурор, чем гениальный "тридцать первый".

"Мертвая рука" которая держит за горло весь мир". 50 лет назад началась разработка системы "Периметр". Как она поживает сейчас?

Последний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141Як-141 в Ле-Бурже. Фото журнала Еspace et aviationЯк-141 в Ле-Бурже. Фото журнала Еspace et aviation

Конвенционная "Царь-Бомба". Сегодня исполняется 70 лет крупнейшей советской неядерной бомбе ФАБ-9000. Где она применялась и получит ли УМПК?

Всего за год до этого, ровно 45 лет назад, в середине июня 1990 года, свой первый полноценный полёт, включая полные вертикальные взлёт и посадку, а так же продолжительный горизонтальный полёт и маневрирование совершил последний боевой самолёт, разработанный в СССР. Речь, как вы уже догадались, идет о Як-141. До той поры самым известным самолётом Союза морского базирования был Як-38, и он не считался у потенциального противника серьезным соперником. Собственный "Си Харриер" они оценивали в этом качестве намного выше. И в целом, по делу. Но то, что Советы показали в Ле-Бурже, всё переворачивало с ног на голову. Они получили самолёт, о котором зарубежным авианосным группам приходилось только мечтать.

Сверхзвуковой, высокоманевренный, полностью готовый к базированию не только на авианесущих крейсерах, но и на десантных кораблях и "лёгких" авианосцах. А в перспективе, вообще на любом корабле, имеющем подходящую по размерам площадку. То есть, практически всё то, что сейчас, к исходу 15 года своего существования, худо-бедно и с большим скрипом, умеет делать только один из видов Ф-35. "Пингвина" частенько обвиняют в том, что его идея каким-то образом была украдена у яковлевцев. Причин для этого сразу несколько, включая отдаленное сходство в компоновке Як-141 и F-35B (STOVL). Ну и конечно, главное — это то, что Як-141 стал первой машиной, в которую американцы в свете "нового мышления" якобы собрались инвестировать большие деньги.

Спецоперации становятся более действенным оружием, чем ракеты? Пока успех Израиля связан с работой спецуры, это очевидно

Последний боевой самолёт СССР. Что его роднит с американским Ф-35? 45 лет назад состоялся первый полноценный полёт истребителя Як-141Концептуальное сходство есть, хотя нельзя не признать, что это очень разные машины., начиная от малозаметности, заканчивая цифровыми возможностями. Тем не менее, Як-141 определенно на судьбу "пингвина" повлиял, что признают даже разработчики Ф-35. Фото КМП СШАКонцептуальное сходство есть, хотя нельзя не признать, что это очень разные машины., начиная от малозаметности, заканчивая цифровыми возможностями. Тем не менее, Як-141 определенно на судьбу "пингвина" повлиял, что признают даже разработчики Ф-35. Фото КМП США

На Балтике снова весело. Российский фрегат с гиперзвуком впервые в истории
использовал корабли НАТО как цели для электронных пусков

На самом деле, у "Локхид Мартин" тогда возникли серьезные технологические проблемы с истребителем с укороченным взлетом и вертикальной посадкой по программе Joint Strike Fighter (будущий Ф-35), и они каким-то образом искали выход из сложившейся тупиковой ситуации. И тут такая удача. Советы не просто придумали и внедрили подобную машину, но и наивно были готовы делиться секретами, только в надежде на полноценное сотрудничество. В 1992 году концерн Локхид Мартин легко получил у российского руководства разрешение на создание совместного предприятия и первые месяцы рьяно взялся изучать документацию Яка, включая её самые секретные пункты.

Иранские ракеты уничтожили "легендарный" THAAD за 3 млрд долларов? Вот это была бы умора. Впрочем, он и без этого не оправдывал надежд.

А через год американцы неожиданно проект покинули, заявив, что не видят в машине ничего нового. Трудно сказать, что именно они почерпнули из этого сотрудничества, об этом идет очень много дискуссий. В частности, об элементах советского двухконтурного двигателя Р79В-300. Но представители Локхид, в частных беседах, честно признавались, что СССР в этих вопросах удивительным образом обогнал их лет на 15, и концептуально такое сотрудничество их очень обогатило. Правда полный цикл испытаний их самолет прошел только осенью 2011 года. (Продолжение следует).

Уважаемые друзья и читатели "Зеленого края". Наш канал тихо
загибается от политики с показами Дзена. Держимся мы исключительно
благодаря вашей помощи. Поэтому, если есть такая возможность, поддержите
канал по этой ссылке, либо по номеру карты в первом комментарии. Мы работаем для вас ежедневно и честно, не прибегая к помощи нейросетей, и при этом стараемся быть интересными нашим читателям. Теперь от вас зависит
дальнейшая наша судьба. Спасибо, что вы с нами!

Заходите к нам на ТГ-канал, там интересно и нет дзеновских драконовских ограничений по тематике. Ждём!

Читайте ещё: Почему только гиперзвук решает? Израиль хорошо подготовился к отражению удара Ирана, но с гиперзвуковыми ракетами не справился ни разу