Последний бой системных либералов
Первые два слива были осуществлены Блумбергу. В одном однобоко подавалась информация о желании правительства купить юаней на 70 млрд долларов. В другом и вовсе за основу были взяты абсолютно проходные математические расчёты о падении ВВП.
Теперь же в прессу попали выдержки из документа, подготовленном совместно Центробанком и Минфином. Правда, информация опубликована не в Блумберге, а в российской газете «Ведомости».
Системные либералы предлагают правительству отказаться от масштабных государственных инвестиций в экономику и сделать упор на привлечение частного капитала. В очередной раз.
Сислибы говорят, что необходима «настройка инвестиционного климата и финансового рынка». Хочется спросить: и что, за последние десятилетия вы много настроили? Так, что в России был прямо инвестиционный бум в высокотехнологичные сектора экономики? В общем, опять общие слова. Однако особенно поразила фраза «Это более сложный, но верный подход». В чём он верный? В том, что экономика опять останется без вложений?
Разумеется, никаких частных инвестиций в нашей стране не будет. Особенно в долгосрочные и низкомаржинальные проекты. Ни один адекватный бизнесмен не будет заниматься строительством автомагистралей или же вкладывать в автомобильную промышленность. Это возможно только в том случае, если государство оказывает поддержку и гарантирует как минимум возврат средств. А это значит, что необходимо субсидировать отрасли и выдавать дешёвые кредиты по ставке 3-5% максимум. Как это сделать без государственных денег — не понятно.
Зато необходимость государственных инвестиций в реальный сектор Минфин и Центробанк подвергают нещадной критике. Варианта они называют два.
Первый — вложение средств из федерального бюджета
Этот механизм предполагает повышение налогов, в противном случае дефицит бюджета будет углубляться, следует из презентации
Я открою секрет и Министерству финансов и Центробанку. Имеется беспроигрышный способ наращивания инвестиционных расходов без повышения налогов. Он называется ограниченная эмиссия. Она, конечно, должна носить проектный характер и никакого смысла прогонять деньги через бюджет нет. ЦБ может напрямую выкупать облигации компаний реального сектора.
Но раз уж они заговорили о бюджете, то схема может работать следующий образом. Минфин выпускает ОФЗ, которые покупает Центробанк. Деньги идут не на текущие, а на инвестиционные расходы, что как раз исключает инфляцию по той причине, что после реализации проекта на рынке увеличивается физический объем предложения товаров и услуг.
Конечно, всё это нужно просчитывать, чтобы не напечатать деньги под единомоментное строительство условных 100 тысяч километров железных дорог. В этом случае на рынке металлов или же строительных мощностей возникнет перегрев, поскольку предложение не сможет удовлетворить спрос. Однако в разумных количествах нет никакой проблемы допечатывать деньги под загрузку простаивающих производственных мощностей. А в Росси их загрузка составляет всего лишь 60%. То есть, потенциал огромный.
Второй вариант — вложение средств из Фонда национального благосостояния.
Как сообщил источник, близкий к правительству, на совещании звучали оценки, что ФНБ может быть исчерпан до 2024 г., если не ограничить инвестиции из средств фонда
Я не понимаю, каким образом объём ФНБ может быть исчерпан. Нефтяных сверхдоходов поступает сейчас огромное количество. Только по сентябрю их будет 400 млрд рублей. По году — более 5 трлн. Этих денег вполне достаточно для того, чтобы обеспечить экономику достаточным количеством дополнительных инвестиционных ресурсов. Высокие цена на углеводороды будут, как минимум, до 2030 года. И именно сейчас у России есть шанс использовать эти деньги для ускоренной трансформации экономики.
Далее. Средства ФНБ вкладываются на возвратной основе. Да, срок их вложений может составлять 20-25 лет, однако в ФНБ на регулярной основе капают купонные выплаты по облигациям или же приходят дивиденды от акций госкомпаний. Но эти деньги оп необъяснимой причине перечисляются в бюджет вместо того, чтобы оставаться в Фонде и идти на новые проекты развития страны.
Как бы то ни было, на определённом этапе ФНБ уже может частично финансировать проекты сам, доля поступлений от нефтегазовых сверхдоходов будет падать. Таким образом, в какой-то степени Фонд будет работать замкнутым циклом (если, конечно, перестать изымать проценты и дивиденды в бюджет). Как в таком случае произойдёт его исчерпание — тоже не понятно.
Однако в данной ситуации пессимизма искать уж точно не следует. К счастью, и Минфин, и Центробанк утратили возможность диктовать правительству свои условия. Максимум, что они сейчас могут — дать своё мнение, которое в нынешних условиях уж точно не будет актуальным. Поэтому сейчас мы видим последние бои сислибов за возможность хоть как-то повлиять на правительственные решения. Но они уже проиграли. Их либеральные концепции обанкротились. И, конечно, вышеописанное предложение Силуанова и Набиуллиной принято не будет.