Последний из британских танков? На «Челенджере-2» история британского танкостроения может завершиться. Что не так с этой машиной.

Последний из британских танков? На "Челенджере-2" история британского танкостроения может завершиться. Что не так с этой машиной."Челленджер-2" — самый новый из всей линейки танков НАТО. Он же первый убыл из серийного производства. На фото базовая модель для британской армии, без дополнительного бронирования и обвеса. Весит такая около 64 тонн. Фото British Armed Forces

Уже как-то даже слегка подзабылся тот неоспоримый факт, что Великобритания была первой страной, внедрившей на поле боя танки — британский Мк.1 собственно и дал название всему типу боевых машин. Теперь уже трудно и представить, что в предвоенные годы британские модификации и прототипы использовались почти всеми странами. Европы, включая, страшно сказать, даже ненавистный мировому капиталу Советский Союз. Но с тех пор немало воды утекло и уже к середине Второй Мировой родоначальница танковых баталий, а по совместительству ещё и "владычица морей", своё лидерство в области утратила. После войны ситуация лишь усугубилась, и к концу 70-х годов вся отрасль тяжелых бронированных машин Британии, что называется, дышала на ладан. Дошло до того, что фаворитами в британском танковом тендере, середины 80-х годов прошлого века, официально считались свеженькие "Леклерк" и "Леопард-2", то есть французы и немцы. Наверное, для островитян это было уж слишком унизительным, и потому тендер выиграл национальный проект знаменитой фирмы "Виккерс", к тому времени уже фактически обанкротившейся из-за отсутствия государственного заказа. Самого "Челленджера-2", о котором сегодня так много говорят, не было тогда даже в проекте. В итоге, его выход в серию затянулся на долгих 8 лет. Именно поэтому он считается самым молодым из основных боевых танков западного блока, хотя по ряду параметров устарел даже раньше, чем вышел на приличную серию.

Читайте ещё:: Что происходит с немецкой военной техникой? Из-за низкой боеспособности остановлено производство "лучших в мире" германских БМП "Пума"

Последний из британских танков? На "Челенджере-2" история британского танкостроения может завершиться. Что не так с этой машиной.Самыми проблемными элементами"Челленджера-2" считались силовая установка и нарезная пушка, не позволяющая использовать управляемые противотанковые ракеты. В последнее время, по мнению экспертов, к ним прибавился избыточный вес и обилие разных отптических электронных систем и датчиков, вынесенных на внешнюю часть корпуса. Фото British Armed Forces

Но начнём с положительных качеств "британца". Он не так много воевал, и самым известным сражением с его участием стала битва за Басру, весной 2003 года. "Челенджер-2" явился первой её жертвой из числа бронетехники. Операторы ПТУР 3-его армейского корпуса армии Саддама Хусейна подкараулили одну из машин британского авангарда и отправили её башню к небесам. Всего в этих боях было уничтожено до трёх "Челленджеров", взамен 15 саддамовских Т-55, подбитых из 120 мм пушек британского танка. Конечно же, это конструкции из разных поколений, но на сегодня это наиболее весомый успех британской машины. Под Басрой выяснилась пожалуй самая главная позитивная черта "Челленджера-2" — его стойкость. Многие танки британской армии получили в броню по нескольку выстрелов из ручных противотанковых гранатомётов, но пробития так и не произошло. С более серьезными противотанковыми средствами дело обстояло похуже, но в гущу боёв "Челленджеры" не лезли, ограничившись поддержкой пехоты. По результатам тех сражений, танк ещё больше нагрузили броней и активной защитой, доведя его вес до 74 тонн. Но тем не менее, второй его позитивной чертой считается проходимость и подвижность. Хотя, если представить такого тяжеловеса в условиях Восточной Европы, где мосты не рассчитаны на такие тяжелые махины и нет специальных трейлеров для их транспортировки, с эксплуатацией могут возникнуть серьезные проблемы.

Это интересно: Войны закрытого неба. Как решение Европейского Союза закрыть небо для России возвращается огромным "бумерангом".

Последний из британских танков? На "Челенджере-2" история британского танкостроения может завершиться. Что не так с этой машиной."Челленджер-2" оставил равнодушными покупателей, хотя Виккер и ВАЕ рассчитывали на серьезный успех. Но в итоге танк купил только Оман, имеющий с Британий давние политические связи. Фото Армия Султаната Оман

Читайте ещё: Дешевые одноразовые дроны становятся "кошмаром для ПВО". Стали известны скандальные подробности, как БПЛА КНДР взломали "лучшую ПВО Азии".

"Челленджеры-2" перестали производить в 2002 году, и с тех пор больше никто не слышал о новых прорывах британской танковой мысли. Фирма "Виккерс" сейчас окончательно обанктротилась и была поглощена мегаконцерном ВАЕ, значительная доля которой принадлежит собственникам из США. Да и сам танк становился всё менее английским. Во время одной из модификаций, британские двигатели "Перкинс" были заменены немецкими дизелями фирмы MTU. Постоянно идут разговоры о замене собственной нарезной пушки Royal Ordnance L30, на проверенное гладкоствольное орудие фирмы "Рейнметалл". В общем, всё британское в танке потихоньку самоликвидируется, что в принципе отвечает общей тенденции серьезного ослабления британских сухопутных сил. И всё это, с огромной долей вероятности, означает общий крах британского танкостроения.

Читайте ещё: Увертюра для "Леопарда-2" на "Гобое". Как тульский ПТРК стал самым страшным кошмаром для знаменитого немецкого танка.

Последний из британских танков? На "Челенджере-2" история британского танкостроения может завершиться. Что не так с этой машиной."Челленджер-2" в полупустыне Ирака. Станет ли он последним танком производства Великобритании. С огромной долей вероятности ответ — Да! Фото British Armed Forces

Читайте ещё: Всплыли удивительные подробности учебной атаки ВКС на авианосец Queen Elizabeth. Ветераны Су-24 навели переполох на флагмане Royal Navy.

Единственный проект новой боевой машины, представленный ВАЕ, пообещали реализовать к 2040 году, и ни один эксперт всерьёз не верит, что из этого выйдет хоть что-то толковое. Так что "Челленджер-2" смело можно назвать лебединой песней Британии в области танков. А сам он — танк не без недостатков, но пожалуй, самый стойкий из западных. Впрочем, неподбиваемых танков, как известно, не бывает.

Читайте ещё: Стало ясно, почему Т-14 "Армата" не торопятся вводить в бой. "Танк-штаб" должен избавиться от большинства"болезней" современных ОБТ

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!