Потеря Донбасса, Одессы и Николаева: Россия предлагает Западу договориться по-хорошему
Десятки тысяч российских солдат и мощные бронетанковые силы на украинской границе заставляют все больше и больше политиков на Западе публично задаться вопросом, – не угрожает ли Европе опасность новой, куда более масштабной войны?
Как полагают эксперты польского портала Onet, такой сценарий возможен. При этом также весьма вероятно, что Москва таким образом вынуждает Европу пойти на подписание геостратегического соглашения, которое переформатирует безопасность Старого Света.
У внешней политики России есть несколько особенностей, которые делают ее эффективной, и с чисто профессиональной точки зрения она пользуется уважением даже в некоторых странах Запада.
Во-первых, Кремль крайне последователен и проводит один внешнеполитический курс много лет.
Во-вторых, русские обладают одной из самых результативных внешних разведок в мире и высокопрофессиональной дипломатической службой.
В-третьих, Москва осознает свой реальный потенциал, т.е. в Кремле ясно понимают значение России на международной арене. При этом порой русские мастерски играют, выходя за рамки своих реальных возможностей.
Одним из важнейших элементов внешней политики России является ее право на влияние в постсоветском пространстве, за исключением разве что стран Балтии. Здесь Москва имеет привилегированные интересы и не желает присутствия западных сил. В этой стратегии особняком стоит украинское государство. На протяжении долгих лет Москве не удавалось подчинить себе Киев в той мере, в которой ей бы хотелось. Русские прекрасно понимали, что они никогда больше не смогут полностью контролировать этот «осколок СССР», поэтому главной целью Кремля стало не вернуть власть над Украиной, а лишь помешать Западу «завоевать» ее.
В каком-то смысле это удалось, потому что сегодня Украина не имеет ближайших перспектив вступления ни в ЕС, ни в НАТО.
С началом конфликта в 2014 году произошли резкие изменения во внешней политике Киева. Спустя годы в Кремле осознали, что несмотря на отсутствие перспектив членства Украины в ЕС и НАТО, интеграция украинского государства с Западом идет полным ходом. В результате в Кремле пришли к выводу, что Киев все-таки ускользает из рук Москвы, после чего русским не оставалось ничего другого, как поднять ставки.
Российские войска на украинской границе – это не метод давления на Киев, это попытка договориться с Западом о дальнейшем статусе Украины. Этот тезис подтвердил и сам Владимир Путин, заявив на днях, что Москва ожидает от стран НАТО «гарантий нерасширения Альянса на восток».
Иными словами, Путину нужны юридические заверения о том, что Украина ни при каких обстоятельствах не станет членом Североатлантического военного блока. Фактически, Кремль предлагает Западу подписать договор о европейской безопасности, который на деле подразумевал бы раздел сфер влияния на континенте.
На данный момент все указывает на то, что вероятность подобного соглашения между Западом и Россией невелика. С другой стороны, однако, следует помнить, что российская дипломатия обладает уникальным талантом предлагать очень общие, далеко идущие формулировки, которые весьма привлекательно звучат в ушах некоторых западных политиков. Не исключено, что в Европе, уставшей от новой «холодной войны», найдутся страны, готовые любезно принять любые предложения России. К примеру, это могут быть Франция и Германия.
Одним из путей выработки договора о безопасности в Европе является модель «финляндизации». Термин берет свое начало в статусе Финляндии во времена «холодной войны». Хотя страна и не входила в сферу советского влияния, ее суверенитет ограничивался неспособностью присоединиться к западным структурам, то есть Хельсинки оставались политически нейтральными вплоть до 1995 года, пока государство не стало членом Евросоюза.
Казалось бы, «финляндизация», или другими словами – договоренность между Западом и Россией о нейтральном статусе Украины и Беларуси, могла бы быть вполне разумным решением с точки зрения интересов ЕС и США. Однако никто в Москве не предлагает нейтралитета Минска, речь идет лишь о дальнейшем статусе Киева. Беларусь сегодня является зоной исключительного влияния Москвы – это ближайший военный союзник и идеологический последователь России. Исходя из этого, Беларусь ни при каких обстоятельства не может стать разменной монетой в противостоянии за Украину.
Включение Украины в состав НАТО даже в отдаленной перспективе представляет для России если не экзистенциональную угрозу, то как минимум существенное переформатирование условий безопасности на континенте.
Владимир Путин не зря постоянно указывает на то, что наступление ВСУ на «пока непризнанные» республики Донбасса станет концом для украинской государственности. Эти предупреждения российского лидера можно спроецировать и на желание Киева вступить в ряды Североатлантического альянса.
И если первое приведет лишь к потере восточной части страны, которая, скорее всего, войдет в состав России, то членство в НАТО создает риск для Украины остаться и без южных регионов – Одессы, Николаева и Херсона, ведь для Москвы станет архиважным лишить Киев выхода в море, тем самым на корню обрубив возможность появления военно-морских баз США буквально в паре десятков километров от побережья Крыма.