Пресловутые польские МиГ-29. В каком состоянии они находятся и могут ли что-нибудь изменить в текущей обстановке
Уже вторую неделю польские истребители МиГ-29 служат предметом громких спекуляций и политического пинг-понга. Поляки, несмотря на жаркую антироссийскую риторику, опасаются напрямую передавать их на воюющее пост-советское пространство, справедливо опасаясь чрезвычайно резкой реакции России. Формально, они предлагают перегнать их на базу Рамштайн, в полное и безвозмездное владение США. Но при этом боятся как последствий такого шага, так и серьёзного урона собственной обороноспособности. Ведь старые советские МиГи, производства 1987 года до недавних пор составляли одну из самых подготовленных ветвей польских ВВС, и несмотря на отвратительные польско-российские отношения, тамошние лётчики относятся к ним с огромным уважением. Американцы тоже очень не очень хотят связываться с этой историей, так как она грозит всё теми же непредсказуемыми последствиями. Проще провернуть её руками своих ближайших сателлитов, хотя те активно отбрыкиваются всеми возможными способами. С большой долей вероятности, самолёты так и останутся в составе польских ВВС, где благополучно завершат свою карьеру до начала 2030-х годов. На что способны польские «двадцать девятые» сегодня — никто не знает. Командование ВВС Польши не так давно сообщало, что в лётном состоянии их осталось всего шесть, а четвертый этап модернизации советских самолётов так и остался лишь на бумаге. Как оно есть на самом деле — покажут ближайшие недели.
Любопытно, что Советский Союз не успел передать Польше всю запланированную партию МиГ-29 в рамках Варшавского договора, в силу того, что ОВД попросту развалилась. Всего полякам было продано 8 машин из 36 запланированных. Остальные МиГи оказались там уже в новом тысячелетии, когда Германия передала польским ВВС свои «двадцать девятые», приписанные к 73 тактическому крылу «Штайнхоф» Люфтваффе Бундесвера, за символическую сумму в 1 евро. Немецкие пилоты из первой экскадрильи «Штайнхофф» прощались с самолётом со слезами на глазах. В середине и конце девяностых они не знали равных в маневренных учебных боях и маневрах НАТО, одержав победы практически над всеми типами натовских истребителей того времени. Немцы гоняли свои МиГи, что называется «в хвост и в гриву» и выжали из них практически всё, что можно было выжать из самолёта, произведенного в конце 80-х.
За время принадлежности к германским ВВС их дважды модернизировали под стандарты НАТО, но к полякам они пришли уже далеко не в блестящем состоянии. За без малого два десятилетия карьеры в польских ВВС они триждыжды дополнялись новыми радарами и прицельными комплексами, но всё больше отставали от своих натовских и российских «одноклассников». И всё равно оставались любимцами польских лётчиков. Один из лучших польских специалистов, полковник Мачей Трелка, долгое время летавший на МиГах, говорил в интервью польскому военному вестнику Defence24.pl,что:
«Заложенного в МиГ-29 ресурса достаточно для многих современных обновлений. Его изначальные качества, маневренность и вертикальная скорость и по сей день находятся на уровне любого истребителя поколения 4+. Но, как говорится, всему есть предел, хотя и эти «старики» до сих пор способны на многое».
Это интервью он давал более пяти лет назад, когда МиГи принимали активное участие в учебных боях и даже крутили воздушные кульбиты на лётных фестивалях, в составе польской пилотажной группы. Но потом отношения Польши с Россией окончательно расстроились, и о новых попытках модернизации «двадцать девятых» больше никто не заикался. Четвертый этап был официально отменен, а самолёты на базах в Миньске-Мазовецком и Мальборке по факту находятся на стадии консервации. Сегодня это до предела изношенные машины, участие которых в реальных боях несёт опасность скорее для собственных лётчиков, чем для авиации противника. Но даже таким воздушным антиквариатом никто не собирается разбрасываться, ибо это затратно и грозит большими последствиями.