Президент больше не главный: какую Конституцию Лукашенко предложил Беларуси
Конституционная реформа в Беларуси, разговоры о которой шли на протяжении всего уходящего года, наконец, обрела конкретные очертания: 27 декабря проект поправок в Конституцию, наконец, был обнародован и вынесен на всенародное обсуждение. Это означает, что до конституционного референдума, который запланирован на февраль 2022 года, в текст могут быть еще внесены какие-то изменения. Однако если они и появятся, то вряд ли будут носить принципиальный характер.
Опубликованный проект поправок в Конституцию большой неожиданностью не стал. Как и предполагалось, основным новшеством стало введение в конституцию Всебелорусского народного собрания (ВНС), которое превращается по сути в четвертую ветвь власти, а также значительное перераспределение полномочий между президентом и ВНС.
Что такое ВНС и какие полномочия оно получит?
ВНС в проекте обновленной Конституции характеризуется как «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».
Любопытно, что в качестве представительного органа ВНС оказывается, по сути, выше парламента — Национального собрания, которое характеризуется как просто «представительный и законодательный орган Республики Беларусь».
Численность ВНС составляет до 1200 человек, туда входят президент, представители всех ветвей власти, местных советов депутатов, гражданского общества. Членство в ВНС также предусмотрено для прекратившего свои полномочия президента. Созываться ВНС будет раз в год (хотя возможны и внеочередные собрания), однако у него будет постоянно действующий президиум во главе с председателем.
Новый орган получит весьма широкие полномочия. ВНС будет утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину и концепцию национальной безопасности, а также будет решать вопрос об отправке военнослужащих за пределы Беларуси, введении военного и чрезвычайного положения.
ВНС также получит право смещать президента и решать вопрос о легитимности выборов. Помимо этого, ВНС будет назначать судей и членов Центральной избирательной комиссии. Ранее этот функционал был у президента.
Что изменилось в статусе президента?
С появлением ВНС полномочия президента значительно сократятся. Он утратит право издавать декреты, имеющие силу закона, а также не сможет самостоятельно назначать судей и членов ЦИК. Кроме того, право ВНС решать вопрос о смещении президента с должности в случае тех или иных нарушений также ставит главу государства в зависимость от нового органа.
Время пребывания одного и того же человека на посту президента будет ограничено двумя пятилетними сроками. В нынешней редакции белорусской Конституции ограничения по срокам нет (было отменено в 2004 году), и это также может рассматриваться как определенное ослабление позиций президента в системе власти.
Для кандидатов на должность президента будет повышен возрастной ценз — с 35 до 40 лет, что опровергает многочисленные слухи о том, что Лукашенко готовит передачу власти младшему сыну Николаю. В таком случае возрастной ценз было бы логично понизить.
Много внимания в новой редакции конституции уделяется гарантиям и иммунитету для бывшего президента, который станет фигурой неприкосновенной, а также получит пожизненное членство в Совете республики (верхняя палата белорусского парламента) и Всебелорусском народном собрании.
Какие еще новшества предполагает новая редакция Конституции
По сравнению с нынешней редакцией обновленная версия Конституции будет изобиловать большим количеством патриотической риторики. Более того, в обязанность гражданам будет вменяться патриотическое воспитание и сохранение национальных традиций и культуры Беларуси. Что это значит и как будет реализовано на практике, пока непонятно.
При этом, однако, будет сохранен приоритет международного права, хотя отказ от этой нормы активно обсуждался, и вся логика развития событий в уходящем году, казалось бы, подталкивала именно к этому решению.
Видимо, белорусское руководство все еще не теряет надежд на возобновление хоть какого-то диалога с Западом и оставляет для этого определенные формальные зацепки. Из новой Конституции исчезло стремление к нейтралитету, которое упоминалось в 18 статье. Теперь там утверждается, что «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств». При этом, как было указано выше, ВНС наделяется правом отправлять белорусских военнослужащих за пределы государства.
Какие из этого всего можно сделать выводы?
Логично предположить, что основной целью конституционной реформы является управляемый транзит власти, при котором политический лидер уступает кресло главы государства преемнику, но при этом сохраняет контроль над самим процессом транзита. Версия о «казахской» модели транзита с переходом Лукашенко в статус председателя ВНС кажется теперь более реалистичной.
Новая Конституция будет означать переход от централизованной президентской республики к системе с двумя политическими центрами — президентом и ВНС. При этом роль парламента, партий и прочих традиционных «западных» институтов представительной демократии останется незначительной, как и сейчас.
Очевидно, что задачей является сохранение власти в руках нынешней правящей элиты во главе с Александром Лукашенко, однако ставка делается на то, чтобы власть стала менее персоналистской, но более коллективистской и институциональной.
Однако возникает риск того, что новая конструкция власти окажется излишне громоздкой и неустойчивой, ведь ВНС превращается, по сути, в еще одну ветвь власти, и как оно в итоге впишется в существующую политическую систему, до конца неясно. Появление еще одного центра власти наверняка приведет к росту внутриэлитной конкуренции и противоречий, сдерживать которые в условиях децентрализованной системы управления будет намного сложнее.