Прибалтика вновь в громадном проигрыше: Китай увеличил ж/д перевозки, но все грузы идут только в российские порты
Стремительный рост цен на морские перевозки и пробка в Суэцком канале сделали максимально привлекательной перевозку товаров железнодорожным транспортом в Европу через Россию. И по Северному морскому пути – и это опять же через территориальные воды России.
Первым всю выгоду такой транспортной схемы оценили в Китае. Причем сделал это еще до того момента, когда контейнеровоз Ever Given перегородил собой Суэцкий канал.
Уже в январе-феврале 2021 года Китай отправил в Европу через территорию России более двух тысяч товарных составов, что в два раза больше чем за первые два месяца прошлого года.
Большая часть этих составов прошли по территории России к российским портам. Транспортная логистика позволяет России разводить грузы в разные порты: на юг – к портам Черного моря, на запад – балтийские порты Усть-Луга, Высоцк, Приморск, Выборг, Санкт-Петербург и северо-запад – Архангельск и Мурманск.
На весь это интенсивный транспортный поток с грустью и тоской смотрят на Украине, Литве, Латвии и Эстонии. Еще несколько лет назад все эти грузы перегружались в портах этих стран.
Но совершенно недальновидная антироссийская политика этих государств заставили Москву пересмотреть отношения. С 2014 года, когда начал действовать режим санкций, Россия в качестве одной из ответных мер начала отказываться от транзита через эти страны и сделала упор на развитие своего портового хозяйства.
К концу 2019 год эти меры дали результаты и прибалтийский, и украинский транзиты резко упали. Дошло до того, что руководство Латвийских железных дорог даже обратилось в Минтранс РФ с просьбой сохранить хотя бы часть транзита. Но Россия навстречу не пошла.
На потере транзита грузов из России прибалтийские республики теряют огромные средства. Если еще три года назад порты и железные дороги Прибалтики щедро пополняли бюджеты своих стран. То уже с прошлого года они вынуждены просить дотации.
А между тем транспортный поток только растет. Подстегнул его и инцидент с застрявшим контейнеровозом в Суэцком канале. В пробке оказалось почти 400 морских судов. Европа уже сейчас начинает испытывать дефицит некоторых товаров. Кроме этого, нарушились устойчивые транспортные схемы и когда их удастся восстановить, неизвестно. Остро встал вопрос о других транспортных путях.
А Россия и Китай, тем временем, наращивают объемы грузов, перевозимые по железной дороге.
Следующий шаг – морской маршрут по Северному морскому пути, также очень выгодному для Китая и других стран Азии.
Уже этой зимой по СМП проходили российские суда, причем без ледокольной поддержки. С наступлением более теплого времени года объемы грузов возрастут – Китай с учетом ситуации на Суэцком канале начал прорабатывать морской маршрут по СМП, который гораздо короче.
В любом случае, Прибалтику все эти новости уже не касаются, свою часть транзитного пирога они потеряли навсегда.