Привет от Чубайса: Миллиардные потери на Дальнем Востоке
Грабительская приватизация является далеко не единственной разрушительной «реформой» системных либералов под руководством Анатолия Чубайса. Уже в 00-е годы теперешний «независимый профессор из Глазго» осознанно нанес сильнейший удар по России, развалив единую энергетическую систему. Госкомпания РАО «ЕЭС» была расчленена на десятки локальных активов. И очень сильно повезло, что у «частных инвесторов» не нашлось достаточно денег, чтобы скупить эти активы, а иностранцы даже в «нулевые» ещё опасались заходить в Россию.
Поэтому так или иначе энергетический комплекс России в значительной степени всё же сохранился под государственным контролем. Правда, вместо единой РАО «ЕЭС» теперь на рынке работают несколько компаний: Интер РАО, «Газпром Энергохолдинг», «Русгидро». В 2022 году под государственный контроль перешли «Юнипро» и «Фортум». При этом в отрасли существует несколько относительно крупных частных предприятий, однако к настоящему моменту никакой вредительской деятельности за ними замечено не было.
Впрочем, это не отменяет необходимость возврата к единой электроэнергетической системе, полной консолидации и национализации активов. У частников можно принудительно выкупить по рыночной цене, никаких проблем здесь не вижу. Они не виноваты в том, что Чубайс решил провести «реформу». А если же имели место коррупционные схемы, то процессы приватизации должны быть отменены.
Несмотря на то, что ситуация в электроэнергетическом комплексе после чубайсовской «реформы» стабилизировалась, государство, в целом, выработало относительно эффективный подход к управлению отраслью, ряд проблем являются до сих пор нерешенными. Одна из таких — ситуация на Дальнем Востоке
При уничтожении РАО «ЕЭС» выяснилось «внезапно», что Дальний Восток является стратегически важным для России макрорегионом и если тарифы на электроэнергию уйдут в «свободное плавание», то ни о каком развитии экономики ДФО говорить не придется. С инвестициями тогда и так имелась проблема, а повышенная себестоимость электроэнергии в виду сравнительно небольшого по объему потребительского рынка определяла соответствующую тарифную политику.
Поэтому было принято единственное верное решение о передаче дальневосточных активов (как генерации, так и сетей) в пользу государственной компании «Русгидро». Возникла в чём-то даже парадоксальная ситуация, когда «Русгидро» пришлось заниматься управлением, казалось, непрофильными электроэнергетическими активами. Впрочем, как показала практика, с этой задачей госкомпания успешно справляется.
Однако имеется следующая проблема. После чубайсовских реформ ценообразование на топливо для угольных электростанций стало «рыночным». И ладно, если оно определялось бы внутри России. Однако непосредственное влияние на внутренний рынок угля оказывает ситуация на мировом рынке. Разумеется при повышении угольных котировок на западных биржах и при рублевой девальвации компаниям выгоднее гнать грузы на экспорт. И это еще определенный сдерживающий эффект оказывает недостаточная пропускная способность Восточного полигона. Иначе цены бы на уголь внутри России улетели бы в космос. Хотя если мы говорим о Приморском или же Хабаровском крае, то для компаний уже не такая большая разница, везти уголь до данных регионов или отгружать в порту.
Яркий пример — ситуация, разворачивающаяся в этом году. К концу года цена на уголь для электростанций Дальнего Востока может составить 3-3,4 тыс рублей за тонну, в то время, как в прошлом году это значение составляло 2,4-2,6 тыс тонн. Очевидно, рост существенный. Все это по итогам года может привести к убыткам для дальневосточных активов «Русгидро» в размере 3,7 млрд рублей.
Что делать в этой ситуации? Самый простой вариант — компенсировать из бюджета. Однако это не решение проблемы, поскольку подобные отголоски чубайсовских реформ будут встречаться постоянно. Поднимать тарифы — тоже не вариант, хотя подобная инициатива, увы, прорабатывается. О каком сдерживании инфляции мы говорим, когда тарифы постоянно растут? Здесь никакой ЦБ со своим повышением ключевой ставки не поможет.
Единственный выход — обеспечить ТЭС Дальнего Востока углем по приемлемым фиксированным ценам. Угольные компании в результате рублевой девальвации зарабатывают сейчас неплохо. Экспортная пошлина забирает лишь часть сверхприбыли. Более того, государство за свой счет строит новую инфраструктуру, расширяя провозную способность БАМа и Транссиба. Очевидно, частные угольные компании являются одними из главных бенефициаров этого процесса. Поэтому государство должно обязать предприятия поставлять определенный объем угля по фиксированной цене. Например, по формуле «себестоимость+10%».
Учитывая вышесказанное (в частности, беспрецедентное по масштабам развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока), угольщики вряд ли будут сильно против данной меры.