Проблема исчезновения русского языка
Стремительное вымирание видов происходит не только в природе, но и в культуре. Хорошим примером является ситуация с русским языком. Если эту ситуацию описать одним словом, то здесь подходит слово «катастрофа». Озабоченное Минобрнауки недавно заказало исследование (ФГАНУ «Социоцентр»), в котором это явление описали сухим языком цифр. После распада СССР количество иностранцев, знавших русский язык – а это десятки миллионов — обрушилось в 2 раза. К 2025 году доля людей, владеющих русским языком, сузится до 2 — 3% населения земли (примерно 200 млн. человек). И так далее.
Все познается в сравнении. Количество изучающих китайский язык в России за последние 10 лет увеличилось примерно в 3 раза. Количество изучающих русский язык за это же время в Китае осталось без изменений. В цифрах это «без изменений» еще страшнее: в полутора-миллиардной соседней стране – в вузах около 20 тысяч изучают русский язык как первый иностранный, около 20 тысяч — как второй, плюс в школах русский язык изучают около 20 тысяч учащихся. И всё!
Президент и Правительство России осознает этот негативный тренд как большую проблему. Давно поставлена задача «в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире» (В.В. Путин). Формально делается очень много. Поддержка русского языка закреплена в десятках государственных документов: актах, федеральных законах, государственных программах. Создан и регулярно проводит свои заседания Совет при Президенте по русскому языку.
Велики и финансовые затраты на поддержку и продвижение русского языка и культуры за рубежом. Конечно они не такие как затраты на эти нужды в том же Китае или Германии, но, как ни странно – вполне сопоставимы: в общей сложности примерно по 2 млрд. рублей в год.
Тем не менее, объективные статистические данные отражают низкую эффективность огромных государственных вложений. Причин этому очень много как внешнего (к примеру, дискриминационная политика по отношению к русскому языку и культуре в ряде стран), так и внутреннего характера. Эти причины следует анализировать серьезно, профессионально и – главное — системно.
Вот только один момент, из многих, который просто вызывающе бросается в глаза. Безусловно, традиционные методы продвижения русского языка необходимы, но скачка «в разы» они никогда не дадут. Это вложение средств в производство телег, вместо автомобильной промышленности. Нужно видеть, что главный адресат стремительно меняется – сейчас это человек, интегрированный в информационную среду, оперирующий мобильными устройствами разного класса, привыкший в отношении себя к совершенно иным маркетинговым стратегиям, предпочитающий в учебе и досуге формат интеллектуального тимбилдинга (квесты, квизы) и так далее.
Следовательно, на повестке дня должна стоять радикальная смена принципов работы, лидировать в ней должны социальные стартапы и легкие на подъем НКО, ежедневно генерирующие новые идеи. Пример работы в данном направлении дает высокотехнологичная активность просветительских структур США и Западной Европы (см., например, NAFSA). В России таких примеров мало, один из них — гуманитарный факультет РГСУ.