«Проблема убежищ для самолётов грозит катастрофой». Беда ВКС оказалась актуальной и для США.Их авиабазы совершенно не готовы к новым угрозам

"Проблема убежищ для самолётов грозит катастрофой". Беда ВКС оказалась актуальной и для США.Их авиабазы совершенно не готовы к новым угрозамДаже новейшим бомбардировщикам В-21 «Райдер», стоимостью в 750 млн долларов за единицу, приходится довольствоваться вот такими хлипкими убежищами.

Только нынешней осенью прекратились массовые жалобы российских летчиков и технического персонала аэродромов на отсутствие убежищ для самолётов ВКС на приграничных авиабазах. Случилось чудо, и на большинстве из них стали возводить капитальные строения с массивными капонирами и толстыми бетонными стенами, надежно защищающими летательные аппараты от осколков и суббоеприпасов ракет с кассетной боевой частью. До этого даже плохонький беспилотник мог серьезно повредить самолет, стоимостью в десятки миллионов долларов. Теперь американская спутниковая разведка докладывает, что на восьми авиабазах на Западе и Юго-Западе России идет строительство не менее 170 убежищ , и со временем их количество только растёт. Что же, лучше уж поздно, чем никогда.

Считалось, что одной из главных причин отсутствия капитальных убежищ на территории России, которые при Советском Союзе имелись во всех военных округах, стали габариты линейки «Сухих» (платформы Т-10). Они больше привычных истребителей в полтора раза. Теперь в военном руководстве страны рационально решили, что потерянные от копеечного дрона самолёты всяко дороже капитального бетонного бункера, обустроенного по всем известным правилам фортификационного строительства. Да и строить их всё же значительно проще, чем навороченный современный истребитель. И дело сразу пошло, что, конечно, не может не радовать.

"Проблема убежищ для самолётов грозит катастрофой". Беда ВКС оказалась актуальной и для США.Их авиабазы совершенно не готовы к новым угрозамСтроительство капитальных убежищ и легких ангаров на авиабазе в российском Бельбеке.

Радует также, что с похожими проблемами сталкиваемся не только мы, но и американцы, у которых самым традиционным убежищем остаются лёгкие ангары, где самолёты порой хранятся крайне скученно. По мнению экспертов, одной ракеты с кассетной боевой частью достаточно, чтобы приковать к земле целое авиакрыло. Вот что пишет по этому поводу один из популярных военных порталов из США:

«В новом независимом докладе министерства ВВС США говорится, что авиабазы США оказались в тревожно уязвимом положении, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе, из-за отсутствия инвестиций в новые защищенные укрытия для самолетов или даже совсем неукрепленные. Для сравнения, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) за последние 15 лет более чем удвоила общее количество укрепленных и неукрепленных укрытий для самолетов, наряду со значительным расширением другой инфраструктуры авиабаз. Этим же самым в 2024 году активно начала заниматься Россия. Это происходит на фоне жарких дебатов между американскими военными и Конгрессом о правильном сочетании активной и пассивной обороны баз, необходимом для успеха в будущем конфликте высокого уровня, таком как конфликт с Китаем в Тихом океане».

Инициатива, предложенная командованием военно-воздушных сил, носит название «Бетонное небо». В её представлении говорится, что с 2010 года в США и на зарубежных базах, несмотря на выделение серьезных ассигнований, было построено всего 2 (!) убежища, похожих на капитальные, против 3000 китайских. Как утверждает доклад, цитата: «По нашим расчетам, из количества бетона, используемого Китаем для повышения устойчивости своей сети авиабаз, можно проложить четырехполосную автомагистраль от Вашингтона до Чикаго (около тысячи км по прямой, прим. редактора)».

Несмотря на подобные алармистские сигналы, в США рассчитывают, что получить хотя бы несколько сотен убежищ для своей авиации можно не ранее 2027 года, поскольку, цитата «это тянет за собой массу бюрократических процедур и инстанций». Даже опыт России, в считанные месяцы сумевшей сдвинуть дело с мёртвой точки, никого за океаном не впечатлил. А пока там надеются на какой-нибудь местный вариант авося и то, что никто не посмеет. Но даже бесконечные полёты загадочных БПЛА над стратегическими базами в Америке и Европе намекают, что с этим всё не так радужно.