Проблемная «Булава». 20 лет назад впервые испытана главная МБР наших стратегических АПЛ. Почему её долго называли «нелетающим хламом»?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Проблемная "Булава". 20 лет назад впервые испытана главная МБР наших стратегических АПЛ. Почему её долго называли "нелетающим хламом"?ВчераВчера4324 минЗалповый пуск ракеты Р-30 "Булава" в мае 2018 года. Момент, когда этот проект полностью доказал свою состоятельность. Фото МО РФЗалповый пуск ракеты Р-30 "Булава" в мае 2018 года. Момент, когда этот проект полностью доказал свою состоятельность. Фото МО РФ
В ноябре 2022 года новейший атомный подводный крейсер стратегического назначения К-553 "Генералиссимус Суворов" запустил из акватории Белого моря твердотопливную баллистическую ракету комплекса Д-30, более известную как МБР морского базирования Р-30 "Булава". Старт, проводившийся в ходе заключительной части государственных испытаний комплекса, прошёл успешно. Боевые блоки ракеты штатно прибыли на камчатский полигон Кура и удачно поразили то самое боевое поле, куда уже 70 лет прилетают головные части баллистических ракет из Белого и Баренцева моря. Это был двенадцатый подряд удачный старт Р-30, из которых три были залповыми, и уже мало кто вспоминал, через какие сложности шла эта ракета к постановке в строй нашей ядерной триады. Но ещё не так давно были времена, когда "Булава" стала именем нарицательным, и процесс её разработки и испытаний вгонял в уныние даже самых преданных любителей отечественного флота. Ракета летала с большим трудом, а неудачи пусков Р-30 выстроились в мрачную череду, дававшую повод позлословить врагам и ощутить степень деградации отечественного ВПК, тогда только начинавшего выбираться из жуткой ямы девяностых.
Последний неудачный пуск "Булавы" состоявшийся в сентябре 2013 года. Фото пресс-служба МО РФПоследний неудачный пуск "Булавы" состоявшийся в сентябре 2013 года. Фото пресс-служба МО РФ
А ведь начиналось всё совсем не так плохо для проекта. "Булава", созданная с использованием идей надежнейшего "Тополя-М", весной 2005-го начала государственные испытания и дважды до конца года удачно была запущена крейсером "Дмитрий Донской". Это дало многим комментаторам повод для оптимизма и веры в возрождение лучших традиций отечественного ракетостроения. Штатные носители для неё (РПКСН 955 / 09550 "Борей") ещё находились в ранней стадии строительства, однако на этот случай имелась 941УМ "Акула" (ТК-208 "Дмитрий Донской"), которую для этих целей снабдили специальной пусковой установкой. Но если 2005 год стал для ракеты периодом удач и общего оптимизма, то следующий, 2006-й, можно назвать самым чёрным периодом в истории всего этого проекта, хотя он был не единственным плохим.
Три старта подряд: в сентябре, ноябре и декабре, оказались провальными и закончились самоликвидацией ракеты неподалеку от места старта. Немногим лучше обстояли дела и два следующие года. Оба старта "Булавы" в 2007 году были признаны лишь частично удачными, но мало кто верил официальным заявлениям. Западные военные эксперты танцевали искромётную критическую чечётку на остатках репутации "Булавы" и смаковали неудачи программы так, словно и не заканчивалась "Холодная война". Наверное, так оно и было. На военно-морских форумах главным эпитетом, применяемым к Р-30 стало грубое и обидное выражение "нелетающий хлам".
Первый штатный носитель "Булавы" и первенец проекта "Борей" АПЛ "Юрий Долгорукий". Спущена на воду в феврале 2008 года. Фото МО РФПервый штатный носитель "Булавы" и первенец проекта "Борей" АПЛ "Юрий Долгорукий". Спущена на воду в феврале 2008 года. Фото МО РФ
В отечественном информационном поле тоже летали искры. Главный конструктор проекта, академик Юрий Семёнович Соломонов, называл причиной неудач развал кооперации и слабость отечественной элементной базы. Представители министерства обороны и многие эксперты упрекали самого Соломонова в том, что он влез в чужую епархию (до этого МИТ создавал только наземные комплексы) и не провел достаточное количество наземных испытаний прежде, чем начинать морские тесты.
Министр Сердюков обвинил тогда Московский Институт Теплотехники в некачественной сборке изделий. Других видимых причин срыва испытаний эксперты военного ведомства в ракете не обнаружили. Все они были по своему правы, но ситуацию это не меняло. Напряжению способствовали и неудачи 2008 года, тоже три подряд, как и ещё одна и в начале 2009 года. Последний неудачный старт прославился тем, что вызвал необычное оптическое явление, названное скандинавами "Норвежской спиральной аномалией". Испытания были прерваны на неопределенное время и возобновлены только через год. Казалось, что судьба "Булавы" висит на волоске.
Та самая "Норвежская спиральная аномалия" которая случилась после неудачного запуска "Булавы" № 12. После этого необычного явления неудачи нашей МБР как рукой сняло. Недавно нечто похожее видели жители Южной Европы после нештатной ситуации с Фалкон 9 Илона Маска. Фото АРТа самая "Норвежская спиральная аномалия" которая случилась после неудачного запуска "Булавы" № 12. После этого необычного явления неудачи нашей МБР как рукой сняло. Недавно нечто похожее видели жители Южной Европы после нештатной ситуации с Фалкон 9 Илона Маска. Фото АР
К своему тринадцатому пуску ракета пришла имея печальный отрицательный баланс, где удачных стартов было почти в два раза меньше, чем провальных. Но внезапно, "несчастливый" тринадцатый старт оказался для ракеты ключевым. Не то, чтобы неудач больше совсем не было, но шесть подряд удачных пусков вернули некоторую веру в проект. Окончательно стало ясно, что программа состоялась, когда в мае 2018 года подводный крейсер К-535 "Юрий Долгорукий" произвел залп из 4 ракет "Булава", признанный полностью успешным. Больше "нелетающим хламом" "Булаву не называли даже в шутку.
Приглашаем друзей и читателей "Зеленого края" присоединиться к нашему Телеграм-каналу. Все лучшие военные видео и мемы, качественные комментарии к новостям, аналитика и озвучка лучших статей в форме подкаста. Ждем вас там, это интересно!