«Проблемы уже начались»: В Донецке люди в черном готовят бунт? Тюрьмы не боятся. Кто это?

Гордо идут в тюрьму. По большей части образованы, но лишены воспитания, озлоблены и уверены, что ничего не смогут достигнуть при нынешней системе. А еще они легко связываются друг с другом через соцсети. События в Непале, показали, что этот контингент, готов для взрыва, нужен только детонатор. Подробности в материале «Новороссии».
Студент из Макеевки, Игорь, называет себя «один из Альфа». Родился в 2008 году, в школе слыл вундеркиндом за умение в уме складывать большие числа. На его детство и юность выпала война. Старший брат геройски погиб на СВО, а Игорь не хочет повторить его судьбу. Так он говорит. Любит слушать музыку сопротивления и восхищается питерской группой, музыкантам которой грозит до пяти лет по статье о дискредитации армии из-за исполнения песен иноагентов на улице.

Из всех цветов Игорь предпочитает черный. У него заметная стрижка, он носит футболку большого размера, широкие, мешковатые брюки, почти полностью скрывающие черные кроссовки. Костюм дополняет маленький рюкзак, увешанный длинными черными лентами.
Старый мир кончился?
Игорь говорит, у него много друзей, которые как и он хотят жить в «альтернативном, технологичном государстве», на принципиально новой основе:
– Современные государства доказали свою несостоятельность, они основаны на насилии, налогах и власти бюрократии, и не в состоянии сделать своих жителей счастливыми. В будущем они перестанут существовать.
– Каким будет это будущее?
– Общество будет совершенно иным, другая основа, сетевая, люди смогут объединяться по интересам, коррупция исчезнет и каждому будет доступен социальный лифт, в зависимости от его способностей. Экономическую основу новой общественной системы заложит криптовалюта.
Подруга Игоря, СветаЛана (Светлана), тоже считает, что им ничего не светит при нынешнем устройстве общества, где у власти коррумпированное олигархическое меньшинство.
– Экономисты подсчитали, что молодежь в России, даже если будет зарабатывать по 100-200 тыс. руб. ежемесячно до конца жизни, не сможет получать пенсию выше 30 тысяч, а при галопирующей инфляции эти деньги быстро сгорят.
– Так стоит поднакопить, вложить во что-то…
– На собственное жилье не заработаешь, сколько бы ни не выгорал на работе. Вот мои родители выгорали на коксохиме, но кроме болезней ничего не скопили.
– Где ты учишься?
– В донецком вузе, не важно… Любое образование сегодня дают люди из прошлого, по лекалам «пришел на службу, отработал, ушел». У нормальных людей гибкий график, позволяющий балансировать между работой и личной жизнью.
Пока юношей и девушек, одетых в подобие униформы в черных тонах, в Донбассе не много. Во всяком случае, их не часто встретишь на улицах, они больше просиживают в соцсетях, общаясь с такими же сверстниками. Социологи их называют их поколением зумеров, взрослеющее на фоне разрушения старого миропорядка, крушения политических и экономических систем. Когда не понимаешь, что придет на смену, и не видишь для себя никаких перспектив:
Они собираются в группы через соцсети, становясь автономными структурами, альтернативными государству. Контакты внутри такой структуры становятся намного важнее семьи и окружающего общества.
Молодые люди, выставляющие себя антагонистами обществу, коммуницируют по всему миру. Даже в среде трудолюбивых китайцев есть феномен «таньпи», что значит, ничего не делать и жить, все равно не заработать на квартиру, дорогую машину и прочее.
Именно зумеры совсем недавно во время «революции» в Непале, уничтожили дворец правительства и 5-звёздочный отель «Хилтон». Бунт начался из-за запрета соцсетей – зумеры этого не стерпели и устроили массовые беспорядки. В итоге «революция поколения Z» закончилась свержением власти: премьер-министр сбежал из страны, а министра финансов чуть не забили толпой.
Психолог Ирина Ванина полагает, что эти молодые люди, по сути, жертвы глупости режима в Непале, который переусердствовал с «закручиванием гаек»:
– У молодежи возник внутренний протест, когда власти ущемили их свободу общаться и запретили за один день соцсети. С молодежью это не прошло. Вот и вся психология. В России уже начались проблемы с зумерами.
– Тихо бунтуют?
– Пока в себе и в переписке. Их объединяет одно – чувство изгоя, ненужности. Эту обостренную эмоцию могут использовать экстремистские организации, вкладывая в их сознание формулу: «государство – то, с чем надо бороться».
– Директор ФСБ Александр Бортников недавно говорил, что больше половины терактов в России совершают молодые люди, в том числе несовершеннолетние.
– Их садят, дают сроки, и это справедливо. Но иногда садят всего лишь за песни, за посты и даже за лайки. И вот эти наказания могут привести к последствиям, поскольку власти сами способствуют тому, что в молодой среде создается пантеон неких «мучеников».
Только посмотрите, кто становится их героями. Питерская группа, исполнявшая песни иноагентов на улице. Им предъявили дискредитацию ВС, это от пяти лет. И оно идет по нарастающей, теперь каждую неделю где-то выходит из дома малолетка и идет петь на улицу запрещенные песни, зная, что сядет на пять лет. Он считает, что свободы все равно у него нет, перспектив нет. Этот мир не подходит таким ребятам по параметрам. И идут они потом в тюрбму с гордо поднятой головой, не понимая, что это уже по-настоящему, а не в интернете…
– И чем такие опасны, спортом не занимаются, ничего не умеют?
– Если завтра кто-то попытается раскачать и взорвать эту среду, эти «мученики» будут «знаменем» для них. А толпа всегда опасна. Посмотрите видео, что было в Непале.
– Советская система, к слову, предпочитала выдавливать неудобных в эмиграцию или маргинализировать через диагнозы о ненормальности, а не делать из них мучеников длительными сроками заключения.
– Тогда наказания всё же были, но по «бытовым» статьям – хулиганство, тунеядство, валютные операции. Могли дать пару лет формально за драку, а на деле – за участие в рок-группе. Даже самые острые критики режима оставались на свободе.
Тот же Александр Галич пел про сталинские лагеря и открыто говорил о репрессиях – его исключили из Союза писателей и вынудили эмигрировать в 1974-м, но не посадили. Владимир Высоцкий с его «Охотой на волков», которую все понимали как метафору несвободы, был под надзором, но не за решеткой. Виктор Цой с «Переменами» был кумиром в восьмидесятых.
Если власти перегибают палку в «наказаниях», преследуя за песни, лайки и прочее выражения несогласия, это представляет опасность для самого государства…
Наталья Залевская