Продавщица огурцов, став директором русской школы в Ташкенте, запретила «Катюшу» и «Смуглянку». Но что она заблеяла теперь?
Скандал разразился 8 мая, когда Басалямова пыталась провести в классе концерт в память о погибших воинах. Один из учеников пришёл выступать в советской военной форме, и все они пели фронтовые песни на русском языке, что и стало поводом для претензий со стороны администрации. Завуч по поручению директора напомнил учителю, что военные песни на русском в школах запрещены. Далее последовал разговор на повышенных тонах с директором, в итоге учительницу вынудили уволиться.
«Только за то, что Басалямова два месяца учила с детьми песни к 9 Мая. Уволила за «Катюшу» и «Смуглянку», за сценку про 101 узбекского героя и за то, что взяли военную форму для детей напрокат. Куда катится наше образование? Кто возглавляет эти структуры? Откуда пришёл приказ о запрете празднований?» — возмутились родители, потребовав извиниться перед пострадавшим классом, учителем и всей школой.
Однако городское Управление дошкольного и школьного образования заняло сторону директора. В ведомстве уточнили, что учитель не согласовала свои действия с администрацией и провела мероприятие во время второго урока, который по расписанию был отведён под математику.
«Педагогу было разъяснено, что подобные воспитательные мероприятия должны организовываться во внеурочное время и в случае самовольного нарушения данного порядка учителю будет предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию», — говорится в комментарии ведомства.
В прошлом году ученики Венеры Басалямовой возложили цветы к памятнику павшим воинам в Ташкенте и прямо там исполнили русские военные песни Правда, тут история приняла неожиданный поворот. После широкой огласки в соцсетях и, можно сказать, народного бунта директор 12 мая вызвала её к себе и… почти час уговаривала не увольняться. «Она стала прощения просить, потому что ей сказали: если я уйду, то уйдёт и она. Она мне чуть ли не руки и ноги целовала, но я это не приняла. Потому что она 8 лет издевалась надо мной, и вдруг со словом «прости» я бы всё это простила? Нет, мы не договорились».
Есть даже запись этого разговора — удивительно, как поменялась риторика руководителя, под которым задымился стул. В ход пошли фразы вроде «ради чести школы» и «я не собиралась вас увольнять». Потом аргументы о том, что русскоязычных педагогов сложно найти. Затем упрёки в том, что опять в школе конфликт на «русской почве». А следом сетования на утечку информации. Упрашивая подчинённую не уходить, директор разоткровенничалась:
«Уважаемая, я русских уважаю очень сильно. Притом мой муж — российский гражданин, я Россию уважаю, Россия меня кормит, потому что он работает там… Сейчас здесь судьба государства, судьба народа и судьба школы, поэтому я вас прошу, если были какие-то недоразумения между вами и мною, мы сейчас должны это забыть… Давайте ради нашей школы решать всё красиво».
Однако уговоры не сработали, поэтому 13 мая подключилась «тяжёлая артиллерия» в виде начальницы отдела образования. Та приехала в школу и отдельно извинилась за поступок директора, как её работодатель. Потом сказала, что заявление на увольнение не имеет юридической силы, так как не завизировано в министерстве.
«Они меня вдвоём очень ласково и нежно два урока подряд уговаривали не увольняться. Потому что я русская женщина, с двумя высшими образованиями, с высшей категорией, большим опытом работы. Они прикладывают усилия, чтобы я осталась, потому что нас — русскоязычных — стало очень мало. Вы на вес золота, мне сказали, тем более с вашим образованием», — говорит учительница, и подтверждает, что намерена уволиться после 1 июня, хотя ей предложили сначала сходить в отпуск и только потом принять решение.
В самом Узбекистане на это ЧП отреагировали неоднозначно. В то время как родительское сообщество (в том числе и сами узбеки!) встало горой за учителя, некоторые местные блогеры запускают ролики в поддержку директора школы. Некий «Равшан Абдулла» записал видео с таким обращением:
«Хочу напомнить этой учительнице, что она является учителем школы республики Узбекистан, и у этой республики есть свой государственный язык. В Узбекистане очень много патриотических песен на государственном языке. Ни к чему нам наших детей обучать в милитаристических настроениях. Пусть «Катюшу» поют там, где она приветствуется. У нас в Узбекистане не хотим мы слушать эту «Катюшу».
В этом же духе высказался и лидер узбекской правой партии «Национальное возрождение» Алишер Кадыров. Он сообщил, что направит запрос в МИД об анализе деятельности Россотрудничества, а также заявил:
«В детских садах и школах привитие в сознание детей тоски по советскому периоду, когда наша идентичность была унижена, а также любви к империалистическим символам, уничтожившим наших предков, должно рассматриваться как национальная угроза… Мы — народ, которому дали хлеб, но забрали родину. Мы не должны позволить злоупотреблять нашей доброй волей». Теперь понимаете, почему учительница все-таки решила уйти и собирается перехать в Россию?
Востоковед Роман Силантьев в связи напомнил, что в Средней Азии не первый год воюют с советским наследием и сносят старые памятники. Вместо них ставят новые в своей национальной стилистике — «правильной», как они считают.
«Без русофобии невозможно объяснить необходимость существования этих государств, образовавшихся после распада СССР. И это не сейчас произошло, а продолжается уже как минимум четверть века. Узбеки вот такой сделали выбор, мы не можем запретить им этого делать. Но, возможно, должны взять с них пример и не обращать внимания на других, а делать, как нам хочется. Например, поменять миграционную политику в отношении Узбекистана», — считает эксперт.
Аргументация ультраправых в республиках Средней Азии не нова: с каждым таким скандалом России указывают на то, что это якобы не её забота, а внутреннее дело страны, где случился инцидент. Но нет — это именно наше дело. По мнению депутата Госдумы Михаила Матвеева, наш МИД обязан потребовать от узбекских властей разъяснений, даже если в инциденте не задействованы граждане России.
«Это возмутительная история! Речь идёт о государственно защищаемой идеологии борьбы с фашизмом, которая руководством Узбекистана, по крайней мере, во взаимоотношениях с Россией признаётся. И присутствие лидера Узбекистана и узбекских военных на параде Победы это ярко демонстрирует», — подчеркнул депутат.
Замалчивание этого факта он назвал не только внешнеполитической ошибкой, но и предательством по отношению к павшим воинам и ветеранам. Что касается попыток подменить День Победы в Узбекистане другим праздником со своими особыми правилами и запретами, тут ничего нового нет.
В учебниках истории стран Средней Азии Великая Отечественная война упорно именуется Второй мировой, и везде проводится мысль об одинаковой ответственности Сталина и Гитлера за её развязывание. При этом подчёркивается вынужденный характер участия народов Средней Азии в этой войне. А в ряде учебников участники фашистского туркестанского батальона называются такими же жертвами войны, как и красноармейцы.
«Не секрет, что внутренняя идеология в этих странах, в том числе в Узбекистане, создаёт соответствующую атмосферу, в которой воспитываются не только ученики, но и учителя, и директора школ. Это очень серьёзная проблема, речь идёт фактически об искажении истории, причём в её самой важной для патриотического воспитания части — отношении к Великой Отечественной войне и роли советского народа в Победе», — подчеркнул Матвеев.
В такой ситуации с узбеками надо разговаривать так: Или возвращаете День Победы с уважением к советскому солдату, или дальше — сами… Посмотрим, что через пару лет сказал бы этот Алишер Кадыров, лидер «Наицонального возрождения», когда узбеки опять остались бы без хлеба…
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен.