Прогрессивисты Франции не подпускают к себе крайне правых, но что может произойти дальше?

Прогрессивисты Франции не подпускают к себе крайне правых, но что может произойти дальше?СегодняВ то время как лево-зелёный альянс, похоже, готов сформировать крупнейший блок, страна может столкнуться с годами политического параличПрогрессивисты Франции не подпускают к себе крайне правых, но что может произойти дальше?Люди собираются на площади Республики в Париже после шокирующего экзит-пола во время второго тура парламентских выборов. Фотография: Орельен Мориссард/AP.

«Новый народный фронт» (NFP) — лево-зелёный альянс, в котором доминирует радикально-левая партия Жан-Люка Меланшона «Непокорённая Франция» (LFI), стал неожиданным победителем внеочередных выборов во Франции, получив 182 места в 577-местном парламенте.

Центристская коалиция президента Эммануэля Макрона «Вместе» будет иметь 163 депутата, в то время как крайне правая партия «Национальное объединение» (RN) Марин Ле Пен и е` союзники, которые на прошлой неделе претендовали на большинство, имеют 143 депутата.

Хотя победитель оказался неожиданным, результат-то выборов вполне ожидаем: подвешенный парламент из трех противоборствующих блоков с совершенно разными платформами и без традиций совместной работы, а также, согласно положениям французской конституции, в течение года не должно быть новых выборов.

Итак, колько скоро Макрон пообещал не уходить в отставку до президентских выборов 2027 года, что же будет дальше? Предлагаю взглянуть на возможные варианты.

Может ли «Новый народный фронт» надеяться на формирование правительства?

Хотя, вопреки всем ожиданиям, альянс NFP, состоящий из LFI, Социалистической партии (PS), «зелёных» и коммунистов, и станет крупнейшей силой в парламенте, но до 289 мест, необходимых для абсолютного большинства, ему далековато.

Меленшон, ветеран факельного движения, в воскресенье потребовал от Макрона назначить премьер-министра из альянса и реализовать всю программу NFP. Другие, в том числе из его коалиции, заявили, что не имея большинства в парламенте левый блок будет вынужден вести переговоры.

Конституция Франции позволяет президенту выбирать на пост премьер-министра любого, кого он пожелает. На практике же, поскольку парламент может заставить правительство уйти в отставку, глава государства неизменно выбирает того, кто будет приемлем для Нацсобрания.

Обычно это кто-то из крупнейшего блока в парламенте — но назначение леворадикального премьер-министра чревато повторным голосованием о недоверии, поддержанным не только правыми и крайне правыми, но и, возможно, лагерем президента.

Можно ли создать правящую коалицию?

В отличие от многих стран континентальной Европы, Франция не имеет опыта создания широких коалиций со времен дней хаоса Четвёртой республики, однако несколько левых и центристских деятелей ранее высказывали мнение, что это может стать решением проблемы «подвешенного» парламента.

Я уже писал вчера, что бывший премьер-министр Эдуар Филипп, давний союзник Макрона Франсуа Байру и лидер «зелёных» Марин Тонделье были среди тех, кто на прошлой неделе заявил, что коалиция против RN, от умеренных левых до правых центристов, может объединиться вокруг базовой законодательной программы.

В воскресенье несколько человек заявили, что нечто подобное необходимо и сейчас. «Мы находимся в разделенном собрании; мы должны вести себя как взрослые люди, — сказал Рафаэль Глюксманн, возглавлявший список социалистов на европейских выборах. — Парламент должен быть сердцем власти во Франции».

Байру отметил, что никто не победил, добавив, что «времена абсолютного большинства прошли» и «все должны сесть за стол и принять на себя ответственность». Лидер Социалистической партии (PS) Оливье Фор заявил, что голосование должно «открыть путь к реальному обновлению».

Многое будет зависеть от готовности LFI пойти на компромисс — и от реакции умеренных левых, если партия Меленшона откажется от компромисса. Эта левая партия уже давно заявила, что войдет в правительство только для того, чтобы «проводить нашу политику, и ничью другую».

В то же время многие центристы Макрона заявили, что не будут вступать в альянс с LFI. По ранним оценкам, альянс между силами Макрона, Соцпартии, «зелёными» и некоторыми другими партиями мог бы набрать минимальное большинство голосов.

Но эксперты говорят, что коалицию, хотя она и возможна в принципе, будет трудно создать практически, учитывая расхождения в позициях партий по таким вопросам, как налоги, пенсии и «зелёные» инвестиции. Кроме того, она может оказаться уязвимой перед предложениями о выражении недоверия, поддерживаемыми как LFI, так и RN.

«На бумаге это хорошая идея, но существует огромный разрыв между тем, что возможно, и тем, что реально осуществимо, — говорит Бертран Матье, эксперт по конституционному праву из Сорбонны. — И его программа может предусматривать лишь необходимый минимум».

Специальные альянсы, технократическое правительство: что еще возможно?

Вместо того чтобы пытаться создать официальное коалиционное правительство, уходящий премьер-министр Габриэль Атталь предложил на прошлой неделе, чтобы основные партии сформировали различные специальные альянсы для голосования по отдельным законодательным актам.

Макрон уже пытался применить эту стратегию после потери большинства в 2022 году, но с ограниченным успехом, поскольку ему неоднократно приходилось прибегать к особым конституционным полномочиям, таким как непопулярная статья 49.3, чтобы провести закон без голосования в парламенте.

Президент также может рассмотреть возможность назначения технократического правительства, подобного тому, которое знакомо таким странам, как Италия, состоящего из таких экспертов, как экономисты, высокопоставленные государственные служащие, ученые, дипломаты и лидеры бизнеса или профсоюзов.

Франция не имеет опыта работы с такими правительствами. Жан-Филипп Дерозье, конституционалист из Лилльского университета, говорит, что «институционального определения» таких правительств тоже не существует, так что это будет «обычное правительство, свободное действовать по своему усмотрению — при условии, что его поддержит парламент».

Макрон поступил и тут по-своему: он вчера попросил Атталя, который привёз ему утром в понедельник прошение об отставке, остаться во главе временного правительства, пока всё не устаканится.

Каковы вероятные последствия всего этого?

Судя по всему, Францию ожидает длительный период политической неопределенности и нестабильности, который может характеризоваться в лучшем случае минимальным законодательным прогрессом, а в худшем — парламентским тупиком.

Доминик Рейнье, политолог, считает, что правительство «с голыми руками» может быть неплохим вариантом, представляя его как «правительство репараций», которое сможет выровнять корабль и попытаться «исправить то, что не работает», для населения, уставшего от политических потрясений.

Однако другие предупреждают, что крайне правые RN и, возможно, LFI Меленшона представят любые временные решения как заговор политических элит с целью лишить их власти, что приведет к ещё более разрушительной президентской избирательной кампании в 2027 году. Я, кстати, допускаю именно это.

Макрон пока исключил возможность ухода в отставку до этого срока, но он может и передумать, если в стране наступит полный паралич.

«Сегодня Франция отвергла правление крайне правых, — говорит Муджтаба Рахман из консалтинговой компании Eurasia Group. — Но результаты указывают на тупик и паралич, даже если левые превзошли ожидания, в то время как ультраправые сильно отстали».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».