«Произошел захват русской культуры»: Шахназаров рассказал про звездную «мафию», которая «оккупировала» кино и эстраду
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Произошел захват русской культуры»: Шахназаров рассказал про звездную «мафию», которая «оккупировала» кино и эстрадуСегодняСегодня815 минОглавление
Известный публицист Михаил Шахназаров откровенно заявил, что современная российская культура стала жертвой небольшой «мафии», удерживающей новые таланты на расстоянии. Эта узкая прослойка артистов, блистающих в медиа, на деле оказывается значительно переоцененной. Их значимость раздута, а заслуги иллюзорны, создавая фасад разнообразия, в то время как настоящие изменения существуют лишь в мечтах.

После февральских событий, многие надеялись на кардинальные трансформации в отечественной культуре. Была мечта увидеть свежесть имен, смелость экспериментов и новые голоса, способные нарушить привычный порядок. На сцене надежды витали, но реальность не оправдала ожидания. Телевизоры и кинотеатры по-прежнему заполнили знакомые фигуры — Филипп Киркоров и Лолита продолжают править балом. После громкой отмены старых имен их стало даже больше, и кажется, что ограничения пошли им на пользу.
Новые исполнители, обладающие потенциалом, остаются в тени. Исключением является разве что певец SHAMAN, который смог пробиться к свету. Артисты, покинувшие страну, среди которых и есть и таланты, такие как Земфира*, не нашли точек опоры на Западе и продолжают зарабатывать на русскоязычной аудитории, оставаясь неоцененными за пределами родины. Время изменений еще не настало.
Заявление Шахназарова
Обозреватель акцентирует внимание на том обстоятельстве, что немалая часть покинувших страну звезд российской эстрады в течение многих лет занимала лидирующие позиции совершенно неоправданно, поскольку их дарования и масштаб таланта сильно раздуты.
«В качестве примера возьмем Аллу Пугачеву. Безусловно, на старте карьеры у нее были успешные работы, но со временем она превратилась в тщательно сконструированный проект. Максим Галкин, известный своими пародиями голосом супруги, – тоже продукт продюсерской работы. Андрей Макаревич, чьи тексты оставляют желать лучшего, а мелодии зачастую перекликаются с творчеством «Битлз», – также проект. Борис Гребенщиков, музыкант, который, по сути, обманул ожидания советской и российской публики, – туда же. Кто из этих артистов может похвастаться выдающимися вокальными данными? Разве что Нетребко является исключением. Данила Козловский, безусловно, талантливый актер, но таких в Голливуде предостаточно. Произошел захват русской культуры, после чего нас убеждали в гениальности Дмитрия Быкова* и выдающихся способностях Бориса Акунина. Нас попросту лишили способности критически мыслить», – утверждает Михаил Шахназаров*.
По убеждению публициста, отъезд некоторых знаменитостей из России не оказал существенного влияния на ситуацию в российской культуре. Основные «вершители судеб» в индустрии развлечений остались на своих местах, их влияние практически не ослабло, и эти «кровососы» не намерены уступать свои позиции. Более того, они полны решимости всеми способами удерживать контроль над сферой, не допуская к вершинам новых исполнителей.
Обозреватель подчеркивает, что это создает порочный круг: вместо того чтобы давать возможность проявить себя новым талантам, зрителям по-прежнему предлагают тех, кто давно и прочно обосновался «в системе». Как правило, это дети известных артистов, их родственники либо ставленники, которых заботливо продвигают и готовят сами «ветераны» шоу-бизнеса. Таким образом, на сцену выходят не свежие идеи и новые лица, а люди, тесно связанные с уже существующей культурной элитой, выступающие в качестве продолжения сложившегося порядка и поддерживающие статус-кво на музыкальном и кинематографическом поприще.
Он также отмечает, что большинство отечественных знаменитостей всячески избегают обсуждения политических вопросов и событий за рубежом, вспоминая о них только тогда, когда возникает необходимость обелить свою репутацию. Ярким примером стала скандально известная «голая вечеринка», когда артисты заговорили о внешнеполитической ситуации лишь постфактум.
Шахназаров убежден, что российской культурой до сих пор руководят скрытые силы, которые не только выступают против происходящего в соседнем государстве, но и активно готовят почву для возвращения уехавших. Именно эти фигуры поддерживают интерес к покинувшим страну звездам, упоминая их имена в средствах массовой информации и в интернете, тем самым удерживая их в поле зрения общественности.
«Было бы странно ожидать иного развития событий. Никто из влиятельных персон не уехал – все остались на своих местах. Именно они будут стремиться вернуть уехавших. У меня есть знакомый, чье имя я не буду называть, который постоянно утверждает, что никуда не уезжал, что он честный и невинный писатель, якобы не разбирающийся в русской действительности. Для этой среды это обычное явление! Они просто находятся «на хозяйстве». И говорят об этом открыто! А остаются «на хозяйстве» лишь для того, чтобы вернуть беглецов. А те, кто уехал, уже открыто заявляют о своем желании вернуться», – пояснил Шахназаров.
Итоги
В результате, по мнению обозревателя, российское культурное пространство продолжает оставаться в состоянии стагнации, где доминируют одни и те же лица, а путь к успеху для действительно талантливых, но не связанных с "системой" исполнителей, остается практически закрытым. Это приводит к формированию замкнутого круга, в котором предпочтение отдается проверенным временем, но зачастую уже утратившим свежесть и оригинальность, именам. Зритель же, лишенный альтернативы, вынужден довольствоваться тем, что ему предлагают, тем самым укрепляя позиции уже сложившейся "элиты".
Особую тревогу у автора вызывает тот факт, что многие из оставшихся в России деятелей культуры, несмотря на внешнюю лояльность, в глубине души не разделяют ценности и приоритеты страны. Эти "скрытые силы", как их называет Шахназаров, продолжают оказывать влияние на формирование общественного мнения и продвижение определенных нарративов, зачастую противоречащих национальным интересам. Именно они, по мнению публициста, создают благоприятную почву для возвращения уехавших звезд, умело манипулируя информационным пространством и поддерживая интерес к их персонам.
При этом, обозреватель подчеркивает, что сложившаяся ситуация не является неизбежной. Он призывает к активной критике и переосмыслению ценностей в российской культуре, к созданию механизмов, позволяющих новым талантам пробиться на большую сцену, к освобождению от власти старых элит и формированию новых культурных ориентиров. Только в этом случае, по его мнению, российская культура сможет выйти из кризиса и начать развиваться в направлении, отвечающем интересам страны и ее народа.
В заключение, Шахназаров призывает к бдительности и критическому мышлению, напоминая о необходимости не поддаваться на манипуляции и отличать истинный талант от умело сконструированного проекта. Он выражает надежду на то, что в российском обществе найдутся силы, способные изменить ситуацию и создать условия для расцвета новой, самобытной и сильной культуры, которая будет отражать подлинный дух и ценности народа.
*Признаны Минюстом РФ иностранными агентами.