Производство автомобилей в России рухнуло до минимума со времен Брежнева
Российский автопром — одна из крупнейших отраслей промышленности, где напрямую заняты 300 тысяч человек, а с учетом смежных производств — три миллиона, — откатился на полвека в прошлое.
По итогам 2022 года выпуск легковых автомобилей упал на 67%, отчитался в среду Росстат.
После ухода иностранных концернов и прекращения поставок компонентов с конвейеров автозаводов вышло 450 тысяч машин — минимум со времен правления советского генсека Леонида Брежнева: так, в 1970 году СССР выпускал 344 тысячи автомобилей в год, а в 1975-м, после запуска заводов в Горьком и Тольятти, уже 1,2 миллиона.
Санкции и иностранный бойкот остановили крупнейшие автозаводы — «ПСМА Рус» в Калуге, где собирали Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi; Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в Подмосковье, Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге, а также калужский завод Volkswagen.
В конце года собирать китайские модели начали на бывшем заводе Renault в Москве и на калининградской площадке «Автотор» — некогда крупнейшей точке сборки иномарок для российского рынка.
И хотя в декабре автопром начал подавать признаки жизни (+70% к ноябрю), по темпам обвала он остался однозначным лидером среди всех отраслей промышленности.
«Автомобильная индустрия, похоже, стала опережающим индикатором состояния российской экономики, поскольку наиболее быстро отреагировала на изменение экономических условий», — говорит Ольга Беленькая, экономист «Финама».
По данным Росстата, более четверти работников автозаводов (27,1%) на конец октября находились «в простое», а еще 8,4% работали неполное рабочее время, пишет Финанз.ру.
Проблемы не только в потребительском секторе, но и по спецтехнике
Российские строители автомобильных дорог могут остаться без необходимой техники из-за запрета на ее поставки в страну, пишут «Известия» со ссылкой на письмо депутата Госдумы Николая Новичкова на имя премьер-министра Михаила Мишустина.
Тракторы, экскаваторы, бульдозеры и другую дорожно-строительную и коммунальную технику в России выпускает небольшое количество предприятий и в недостаточных объемах, подчеркивает депутат.
В 2021 году в России было произведено всего 870 автогрейдеров, 343 катка и 571 бульдозер. Однако после начала СВО большинство заводов с локализованным производством прекратили выпуск. В частности, приостановили свою деятельность Caterpillar, Hitachi, John Deere и другие.
В итоге с февраля 2022 года отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 52%, катков – на 28%, кранов-трубоукладчиков – на 17%, а автокранов – на 4%.