Пролив преткновения: Над Китаем нависла угроза блокады

Пролив преткновения. Над Китаем нависла угроза блокады

Иллюзия внешнего спокойствия в отношениях Китая и США может вводить в заблуждение кого угодно, но только не Пекин с Вашингтоном, которые последовательно готовятся к противостоянию. Можно даже сказать, что на данный момент существует некий временный «пакт о ненападении» по причине объективной неготовности обеих сторон. Тем временем Штаты, например, лихорадочно переносят производство чипов с Тайваня, а КНР ударными темпами модернизирует свои военно-морские силы.

«Ахиллесовой пятой» Поднебесной является сильнейшая зависимость от импорта углеводородов, и особенно — нефти (примерно на 72%). Кстати, именно по этой причине Пекин столь активно вкладывается в электромобили (на текущий момент каждая вторая в мире авто с электродвигателем плюс гибриды эксплуатируется в КНР). Тем не менее потребление «черного золота» по-прежнему остается высоким.

Отлично отдавая себе в этом отчет, Китай активно работает над созданием стратегического резерва. Так, часть импортируемой нефти помещается в резервуары для хранения, строительство которых увеличивается. Несмотря на то, что Поднебесная не раскрывает поступающие в «нефтяную кубышку» объёмы, их можно примерно оценить, вычтя количество переработанной нефти из общего объема доступной (импорт + внутреннее производство).

Так, за первые 10 месяцев 2023 года Китай откладывал примерно 680 тыс. баррелей в сутки. Данная величина дает в год почти 250 млн баррелей запаса. Среднее годовое потребление «черного золота» доросло до более чем 15 млн б/c, из которых внутренняя добыча обеспечивает порядка 1/4, т.е. около 4 млн б/c. Таким образом, только за один год Поднебесная скопила более чем на 20 дней полной блокады. В среднем же вездесущая западная пресса оценивает резерв КНР равный 90-дневному импорту.

Данная «кубышка» делается не от хорошей жизни и, отмечу, заполняется не по самым дешевым ценам. Так что с одной стороны её, разумеется, можно рассмотреть как страховку от аномальных ценовых колебаний, а с другой — запасы нужны в случае угрозы перекрытия важных транспортных узлов, которые контролируются США и их сателлитами.

Особо важную роль тут играет Ормузский пролив, соединяющий Персидский и Оманский заливы. С судоходными путями шириной всего 3 км в обоих направлениях он является одним из самых узких в мире морских проходов. Признан «международным проливом» (т.е. по нему имеют право безопасного прохода все суда), потому что это единственный способ выхода в открытое море из Персидского залива. Стоит ли говорить, что США такой важный транспортный узел стерегут как коршуны.

Пролив преткновения. Над Китаем нависла угроза блокады

Тем более, что стратегическую важность Ормузского пролива для мирового рынка «черного золота» сложно переоценить. Так, каждый день через него проходит порядка 14-15 млн баррелей нефти и газового конденсата, а также около 5-6 млн б/c нефтепродуктов. Совокупно это составляет примерно 21% всего мирового спроса и около 30% морских перевозок. Плюс СПГ.

Пролив преткновения. Над Китаем нависла угроза блокады

Важно то, что около 80-85% нефти, плывущей через Ормузский пролив, идет в страны АТР. Как видно на графике, в основном речь идёт о поставках из Саудовской Аравии в Китай. Так, Поднебесная получает порядка 4 млн б/c, что составляет примерно 25% всего импорта страны. Это очень много.

Пролив преткновения. Над Китаем нависла угроза блокады

И все это находится в потенциальной опасности, т.к. в военном плане ситуацию в регионе Пекин никак не контролирует. Зато какое количество там находится американских военных баз — пояснять дополнительно, полагаю, не стоит. При этом сами США от судоходства через Ормуз энергетически практически не зависят. Через него провозится около 0,7 млн б/с при их общем потреблении в порядка 19 млн б/с, т.е. это лишь 3-4%.

Пролив преткновения. Над Китаем нависла угроза блокады

В связи со всем этим потребность Китая в надежном тыле в лице России становится в буквальном смысле экзистенциальной. Ключевую роль тут играет возможность обеспечения как трубопроводных поставок, так и, в перспективе, по СМП, который Запад не контролирует. Разумеется, на 100% закрыть потребности все равно не получится. Да нам это и не нужно. Пекин российские баррели неплохо скупает и сейчас (чуть ли не половину всего нашего нефтяного экспорта).

Ну а скептики, которые рассуждают лишь в категориях коммерческой логики и экономической целесообразности, могут рассказывать все, что угодно. Про взаимозависимость экономик США и Китая, про здравый смысл и целесообразность. Это все, конечно, хорошо. Но геополитика в один миг сотрет все их аргументы. Примеров подобного в истории — такое огромное количество, что смысла спорить нет. Так что Китай со своими нефтяными резервами все делает правильно. Послушай либерала и сделай наоборот.