Прощаемся с дешевыми иномарками. Как утильсбор с 1 октября повлиял на рынок автомобилей?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Прощаемся с дешевыми иномарками. Как утильсбор с 1 октября повлиял на рынок автомобилей?10 прочтенийВчера
ВСЕ. Дешевых иномарок с 1 октября не будет. Нельзя сказать, что они и раньше стоили дешево, но увеличение утильсбора сразу на 70-85% сыграет свою роль. Дилеры и автосалоны уже начали повышать цены на иномарки, производство которых не локализовано в РФ. Автоэксперты отмечают, что минимальный рост цен составит от 250 тысяч рублей, а максимальный – больше миллиона.
Есть и хорошие новости в этой бочке с дегтем. Например, такие китайские бренды, такие как Haval, Geely и Chery, дорожать не будут. Они уже наладили производство в России. Правда, существует вероятность, что цены начнут расти из-за резкого изменения рынка.
Переходим на отечественный автопром
Конечно, в реальности решение о повышении утильсбора принималось не только ради «успокоения» АвтоВАЗа. Однако отечественный автопром приложил свою руку к новым изменениям. В частности, именно АвтоВАЗ лоббировал свои интересы, тем самым пытаясь сделать китайские авто невыгодными для продажи. Эксперты отмечают еще один фактор, повлиявший на решение:
«В правительстве используют схему, которая работает во многих странах, где есть собственный автопром. То есть обкладывают налогами и пошлинами иностранных производителей, чтобы подстегнуть их к открытию своих заводов в стране. В нашем случае речь идет в основном о китайском автопроме».
Аналитики прогнозируют, что уже в первой половине 2025 года все иномарки подорожают минимум на 10%. Опять же, это связано с инфляцией и новыми тарифами утилизационного сбора. К слову, увеличение пошлин прописали вплоть до 2030 года. Каждый год иномарки будут дорожать на 10-15%. Конечно, в этой новости мало приятного, хотя эксперты отмечают, что рост цен пока не критичный.
Судя по всему, россияне будут чаще оформлять кредиты, которые могут хоть как-то сгладить шоковое состояние от новых цен на рынке. Дилеры пока не комментируют ситуацию, но становится понятно, что они сами очень «рады». Если иномарки и дальше будут дорожать такими темпами, то половина России пересядет на «бэушку».
По сути, сейчас происходит только первая стадия «прогрева» в большом плане внедрения утильсбора. Причем в стоимости иномарок уже заложено не менее 50-60% различных пошлин и налогов. Например, если в Китае автомобиль стоит 1 млн рублей, то в России он «обрастает» всякими утильсборами и продается за 3 млн рублей.
Больнее всего изменения ударят по авто с двигателем до 2 литров. Нужно понимать, что это самые ходовые моторы и модели автомобилей. И если сейчас за утильсбор платят около 300 тысяч рублей, то через шесть лет будут платить больше 1 млн. Страшно представить, сколько в 2030 году будет стоить самый дешевый седан.
Малолитражные авто с двигателями от 1 до 2 литров пользовались спросом за счет оптимальной цены. Такие иномарки покупали для такси, а еще это самые популярные китайские движки с турбиной. Причем до всего этого кризиса автолюбители чаще выбирали двигатели до 2.5 литров – оптимальный вариант для кроссовера.
Иномарки в Россию больше не вернутся
Для понимания ценовой политики в мире можно сравнить цены в США. Например, взять тот же популярный кроссовер Kia Sorento, который в базовой комплектации стоит около 32 тысяч «зеленых рублей». В переводе на российские рубли мы получаем чуть меньше 3 млн рублей. В 2024 году за эти деньги в России можно купить лишь китайский паркетник. Но можно сэкономить и взять Lada Vesta Sportline SW стоимостью от 2,35 млн рублей. К слову, Kia Sorento у нас продают от 6,5 млн рублей, то есть почти 60 тысяч долларов.
Касательно возврата иностранных производителей, то они вряд ли смогут зайти на рынок даже после окончания всех санкций. Главная проблема – утилизационный сбор. Иностранные бренды просто не смогут ставить оптимальные ценники на свои модели авто. И мы говорим только об утильсборе на двигатели до 2-х литров. Если взять 3 литра, то к 2030 году один утильсбор будет стоить больше 3.2 млн рублей.
Автоэксперты считают, что больше всего новые пошлины затронут авто с двигателями от 3 литров. Среди российских производителей конкурентов нет, но и автолюбители вряд ли станут покупать авто с огромной наценкой в несколько миллионов. Платить-то приходится фактически за воздух.
Разумеется, утильсбор не затронет отечественный автопром – АвтоВАЗ и УАЗ. Но и эти компании начнут поднимать цены на свои модели.
Обрушится ли автомобильный рынок
Напомню, что ранее китайские власти запретили своим компаниям открывать новые производства в России. И эта норма касается не только автопрома. Правда, ожидать какого-то обрушения рынка не стоит. Авторы поправок сделали очень хитрый психологический ход. Фактически они объявили, что цены на авто будут неизбежно расти из года в год. Поэтому даже сейчас многие россияне будут оформлять кредиты и активно покупать иномарки с двойной наценкой.
Но в перспективе такой рост цен не приведет ни к чему хорошему. Российский автопарк будет стремительно стареть, а это еще больше аварий на дорогах и прочих неприятностей.