Прощай, Lego. Да здравствуют «Полесье» и «Нордпласт»
Датская компания Lego Group, производящая популярные игрушки-конструкторы, расторгла контракт с дистрибьютором своих конструкторов в России, компанией Inventive Retail Group. Сам дистрибьютор уже уволил большую часть московской команды – 70 сотрудников, – но заявил о желании продолжить работать на рынке конструкторов и развивающих игрушек. У сети в России был 81 фирменный магазин.
Теперь Lego в Россию можно ввозить исключительно в рамках параллельного импорта – поставки конструктора остановлены с начала марта.
Для материнской компании Lego с 1,94 млрд долларов чистой прибыли в 2021 году, уход из России обернётся потерями 1,8 млрд рублей чистой прибыли, которые она достаточно быстро компенсирует за счёт стимулирования продаж на других рынках.
А вот для отечественных производителей конструкторов самоликвидация крупнейшего и, казалось бы, непобедимого конкурента – исторический шанс на развитие.
Выпуск игрушек в России растёт быстрыми темпами (2019 г. – 22%, 2020 г. – 20%, 2021 г. – 34,4%), но производители ещё в начале года просили государство принять комплекс мер по дополнительной поддержке.
В марте президент Путин поручил простимулировать закупки игрушек за счёт бюджетных средств и облагать их 10% ставкой НДС. Теперь же им меру поддержки оказал Lego: на фоне его ухода ассортимент российских конструкторов на Wildberries вырос на 48% по сравнению с прошлым годом, а сумма заказов на отечественные конструкторы выросла на 160%.
Российская «дочка» белорусского производителя игрушек – «Полесье ДГ» (Димитровоград Ульяновской области) уже анонсировала расширение ассортимента конструкторов в 3-4 раза. Пока «Полесье» выпускает 27 наборов конструкторов и освоить выпуск игрушечных машинок по образцу российских марок автомобилей. Всего «Полесье» производит 4 тыс. наименований игрушек и поставляет их в 70 стран мира
Другой российский производитель игрушек – питерская компания «Нордпласт» – ещё в марте решила нарастить производство игрушек вдвое.
У «Нордпласта» в производстве свыше 800 наименований. Коммерческий директор «Нордпласта» в одном из интервью жаловался на падение спроса на игрушки в связи со снижением темпов рождаемости и покупкой родителями своим детям смартфонов. Но после 24 февраля спрос на игрушки вырос – импортёры решили перестраховаться и закупить российские игрушки вместо китайских, опасаясь проблем с курсом, логистикой и оплатой.
Теперь отвоевать часть рынка и повысить свою долю с 30% рынка (в сегменте игрушек для новорожденных – 10%) будет легче.