Протащили поправки. Минфин вновь тормозит деофшоризацию экономики
На днях Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о запрете государственной поддержке компаний, в акционерном капитале которых 25% и более принадлежит офшорам.
В настоящий момент подобный закон действует для компаний, 50% и более акций которых принадлежит офшорам. Принятый во втором чтении законопроект наделяет Минфин полномочиями причислить к офшорам такие неклассические офшоры, как, например, Кипр или Гонконг
В целом законопроект является абсолютно верным и правильным. Однако Министерство финансов протащила правки, которые снижают его эффективность в разы
Некоторое время назад законопроект прошел первое чтение. Однако перед вторым чтением Минфин предложил следующие поправки:
Дополнительное рассмотрение этого вопроса показало, что в тех случаях, когда акции ПАО только их, только вот этой категории юридических лиц обращаются на организованных торгах, контролировать объем приобретения невозможно. Поэтому по просьбе бизнес-сообщества две поправки мы предлагаем. Во-первых, чтобы все успели подготовиться перенести введение этого ограничения на один год, а во-вторых, в расчете этих долей не учитывать обращающиеся акции на организованных торгах
— заявил заместитель Силуанова Алексей Лавров
Во-первых, в силу закон вступит не с 2022, а с 2023 года. Но это ладно, ничего страшного здесь нет. Год отсрочки особо ничего не решит.
Тем не менее вторая поправка является абсолютно нелогичной. Министерство финансов выводит из-под действия закона компании, зарегистрированные в форме ПАО (Публичные акционерные общества), акции которых обращаются на российских биржах и которые имеют международный статус.
А ведь именно подобные компании получают львиную долю государственной поддержки. Это крупнейший бизнес, гиганты российской экономики. Значительная часть из них имеет публичный статус, а акции обращаются на биржах.
К примеру, в списке проектов СЗПК имеются такие офшорные компании как Фосагро или Акрон. Когда утверждались пилотные проекты, у Министерства экономического развития попросту не было выбора, кроме того, как не включить офшорные компании в перечень. Поскольку иных не имелось.
Принятие подобного законопроекта как раз стимулировало бы компании выходить из офшорных юрисдикций и перерегистрироваться в Россию. Хотя бы в САР в Калининграде или же на Дальнем Востоке. Однако теперь, когда для них сделано исключение, они могут и дальше находиться в офшорах, не беспокоясь о каких-либо проблемах.
Например давайте посмотрим металлургов. У НЛМК 79,3% принадлежит кипрскому Fletcher Group Holdings Limited. У ММК 84,26% принадлежит Минта Холдинг Лимитед, у Северстали под 80% принадлежит сразу целой плеяде офшоров. Конечными бенефициарами являются Лисин, Рашников, Мордашов.
Аргументы заместителя Силуанова Алексея Лаврова о том, что контролировать приобретение акций на организованных торгах невозможно, не имеют ничего общего с реальностью.
Если бы Минфин преследовал своей целью то, что обозначил Лавров, то исключение сделали бы не для всех ПАО, акции которых обращаются на бирже, а только для тех, у которых основной бенефициар зарегистрирован в России, но во free float, действительно, могут быть компании из абсолютно разных юрисдикций.
Например, у тех же металлургов «неконтролируемая» (по словам Лаврова) доля при все желании не может превысить 25%. Но они попадают под это исключение.
Таким образом поправки Минфина во многом лишили законопроект первоначального смысла. Львиная доля господдержки идет как раз публичным компаниям. Безусловно кто-то в результате вступления закона в силу выйдет из офшоров, но этих компаний будет не так много.
Ситуация в точности повторяет уже принятое предложение Министерства финансов о выведение из-под действий обновленных СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом компаний, акции которых обращаются на бирже. Крупнейший бизнес как мог выводить деньги по льготной ставке, так и продолжает это делать.
В результате чистый отток капитала из России по итогам января-октября 2021 года не только не снизил темп, но еще и ускорился до 65,7 млрд долларов против 42,7 млрд долларов годом ранее.
Что же касается Государственной Думы, то у парламента особых вариантов не было. Нужно либо принимать законопроект хотя бы в таком ненадлежащем виде, либо даже столь скромного шага по деофшоризации экономики не было бы.