Провал в форме шара. Почему китайский аэростат над стратегической базой «Уайтмен» плохая новость не только для ПВО, но и для политиков США

Провал в форме шара. Почему китайский аэростат над стратегической базой "Уайтмен" плохая новость не только для ПВО, но и для политиков США.Китайский аэростат вызвал не только крупный политический скандал, но и вал народного творчества. Из американских пабликов в твиттере.

База «Уайтмен», расположенная неподалёку от города Канзас-Сити, поблизости от географического центра США, это не просто аэродром с взлётной полосой и ангарами для самолётов. Для стратегических сил Соединенных Штатов это одно из сакральных мест, где расположено Особое 509-е авиакрыло, на вооружении которого находится почти два десятка самых мощных и технологичных бомбардировщиков ВВС США на сегодняшний день — «стелсов» Northrop B-2 Spirit. Помимо гигантских «Духов», здесь дислоцированы и расквартированы два больших соединения ударных БПЛА, учебный центр и крупный позиционный район ПВО, прикрывающий базу и весь столичный регион Америки. На складах комплекса, в подземных хранилищах, ждут своего часа сотни зарядов со специальной боевой частью, а проще говоря, ядерных боеголовок для целой линейки носителей. Это немалый процент всей атомной мощи США. В общем, святая-святых, куда муха не должна залетать, а не то, что крупное неопознанное нечто.

Провал в форме шара. Почему китайский аэростат над стратегической базой "Уайтмен" плохая новость не только для ПВО, но и для политиков США.База «Уайтмен» в Миссури уже не первый раз за последнее время оказывается в центре нежелательного внимания. В декабре, 2022 года из-за аварии на полосе, приведшей к списанию одного из 20 Northrop B-2 Spirit, полёты «стелсов» прекратились почти на месяц. Фото USAF

Но тем не менее — случилось. Из-за появления над штатом Миссури внушительного разведывательного аэростата, размером с небольшой дом, и позднее опознанного как китайский, в США разгорается невиданный скандал. Он вполне сравним с тем, через который прошёл поздний СССР, во время знаменитой посадки на Красной площади «Сессны» Матиаса Руста, в мае 1987 года. Тогда в военном руководстве СССР сняли немало голов, ответственных за ПВО страны и её Столицы. В США, где уже по полной разворачивается президентская гонка, происшествие сразу вылилось в политическую сферу. Новоиспеченный сенатор-республиканец от Миссури Эрик Стивен Шмитт немедленно обвинил администрацию Байдена в преступном бездействии, и его заявление имело довольно широкий общественный резонанс:

«Китайский шпионский воздушный шар прямо сейчас подлетает к дому наших «стелсов», и администрация ничего не может предпринять. Это кажется абсолютно невозможным, но это факт. Ни одного здравомыслящего американца такое не должно оставлять равнодушным и я не собираюсь мириться с этим». Конец цитаты.

Провал в форме шара. Почему китайский аэростат над стратегической базой "Уайтмен" плохая новость не только для ПВО, но и для политиков США.Путь позора. «Такого унижения ПВО США не испытывала никогда»,- пишет республиканская пресса. Картинка Фокс-Ньюз

Товарищ Си, похоже, здорово тряхнул своим воздушным подарком американскую политическую банку с пауками, при этом совершенно ничем не рискуя. Уверенно можно сказать, что и сам по себе повод был во всех смыслах дутый. Никакой особой опасности этот аэростат не представлял, это вполне очевидно. Но бурление вышло такое, что просто любо-дорого глянуть. Министр обороны Ллойд Остин срочно собрал селекторное совещание командующих всеми штабами Армии и ВВС США. В воздух подняли несколько авиасоединений, включая истребители 5-го поколения. Республиканцы и демократы сцепились в прессе и соцсетях так, словно надувное китайское чудо принесло небольшую ядерную бомбу в подарочной упаковке. Уж что-что, а бомбит по всей Америке действительно знатно. Наверное, такое происходит ещё и потому, что американцы немного расстроены и смущены. Ведь возня с шпионскими аэростатами на протяжении десятилетий была их любимой стратегической забавой, где ВВС США и разведка не знали равных.

Достаточно вспомнить знаменитый проект WS-119L «Genetrix», середины 50-х годов прошлого века. Тогда десятки аэростатов, на высоте более 15 километров, постоянно появлялись в небе над стратегическими объектами и большими городами СССР и его восточноевропейских и азиатских союзников, в том числе и над Красным Китаем. Всего за короткое время было выпущено более 500 подобных аппаратов, сфотографировавших свыше миллиона квадратных километров территории СССР, включая секретные полигоны. Для лётчиков ПВО это очень неприятные медлительные цели, которые, из-за особой структуры оболочки аэростата, было довольно сложно сбить из авиапушки. У зенитных комплексов тоже есть с ними проблема, а ствольная артиллерия до таких высот просто не добивает. Но наши парни научились, тем более за сбитый аэростат полагались орден и достаточно приличная денежная премия.

Провал в форме шара. Почему китайский аэростат над стратегической базой "Уайтмен" плохая новость не только для ПВО, но и для политиков США.Типичный для проекта WS-119L «Genetrix» аэростат с гондолой, полной фотоаппаратуры. Фото USAF

Потом такие массы надувных разведчиков были по большей части заменены самолётами У-2. Но аэростаты продолжали залетать в воздушное пространство СССР на протяжении всей «Холодной войны», чем очень раздражали и ЦК, и советский Генштаб. А сейчас выясняется, что в эту игру можно неплохо играть вдвоём. И теперь аэростаты нового главного геополитического соперника США, Китайской Народной Республики, подбираются к самому сердцу американской военной машины. А заодно, могут стоить демократам несколько процентов от их электората. Нам от этого ни горячо и ни холодно, но факт в том, что «лучшее ПВО в мире», как называют его сами американцы, больше суток не знало, как им поступать с обычным резиновым баллоном. Теперь у Штатов появился свой «Матиас Руст». Но, как говорится, нет худа без добра. Судя по последним сообщениям злосчастный шар всё же сбит. И сделал это, если верить авиафорумам США, истребитель Ф-22. Если комментаторы не врут, это фактически первый настоящий трофей «Раптора» за четверть века в строю. Почтенный ветеран «стелс»-авиации может уходить на покой с чувством исполненного долга.