Пыльная опера: строительство станции метро «Театральная» превратилось в трагикомедию с затяжным антрактом
prt scr youtube.com | Provodnik official
Пока станция метро «Театральная» снится любителям оперы и балета в голубых снах, власти Петербурга затягивают ее строительство и изменяют инженерные планы. О том, почему Петербургу пока далеко от удобства для ценителей искусства и о трудной судьбе Лахтинско-Правобережной линии в материале ФБА «Экономика сегодня».
Попытки усовершенствовать петербургское метро стали притчей во языцех. Бесконечные обновленные схемы с наполеоновскими планами властей города ходят по Сети в качестве мемов и смешат горожан. Вот и в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга еще в феврале дали очередной повод для шуток: чиновники заявили, что к 2030 году откроют 21 новенькую станцию метро.
Жители Петербурга читают подобные новости с раздражением, а москвичи сочувственно кивают головой — в столице России с этим совсем нет проблем, что ни месяц — то новая станция. За последние 10 лет в Москве открыли 59 станций метро, в планах на 2022 год числится 9 станций. А что же Петербург? Смольный, вернее, комитет по развитию транспортной инфраструктуры, отчитался, что в 2030 году в городе появится 21 новая станция. Одна из них — «Горный институт» на Васильевском острове, — будет следующей после «Театральной», но географически, а не хронологически: предполагается, что «Театральная» с 2024 года будет работать как транзитная станция, пассажиры будут проезжать ее без возможности выйти, и следовать до «Горного института». Но даже в эти планы эти верится с трудом.
Чиновники комитета утверждают, что до 2030 года стройка метрополитена «значительно ускорится», но петербуржцы, наблюдающие многолетнюю эпопею с затягиванием ввода станций в эксплуатацию, иронизируют и спрашивают у комитета, когда же он «включит временной ускоритель».
Метро у театра строят по примеру Москвы
Планируемая станция Петербурга под названием «Театральная» Лахтинско-Правобережной линии («оранжевой» ветки) имеет поистине стратегическое значение, но, увы, ее открытие, изначально запланированное на 2012 год, переносили уже пять раз.
Город, который принято именовать не иначе, как культурная столица, не может обеспечить нормальную логистику потенциальным зрителям Мариинского театра. Особенно трудно приходится туристам, приезжающим в город на отдых: любители искусства вынуждены 15 – 20 минут идти пешком от станций «Сенная», «Спасская» или «Садовая», или ехать на неудобной маршрутке, выезжающей по старому принципу «когда заполнится салон».
Мариинский театр / Global Look Press | Zamir Usmanov
Вариант с такси вполне приемлем, но, учитывая пробки, есть риск опоздать к началу спектакля, в таких случаях оперные театры не пускают зрителей на купленные места в партере или бельэтаже, а отправляют на самых верхний балкон. И то — в случае, если там есть места. В общем, путь до храма искусств в Петербурге всегда превращается в одиссею с открытым концом. Всегда есть шанс, что после третьего звонка в театр не пустят вовсе и дорогие билеты можно будет выбросить в мусорное ведро.
Метро стало несбыточной мечтой
Желание властей Петербурга построить станцию метро «Театральная» в непосредственной близости от Мариинского театра понятно. Если эта станция появится хоть когда-то, это сможет существенно улучшить качество культурного отдыха петербуржцев и гостей города. Особенно ждут открытия «Театральной» бесчисленные консерваторские студенты и музыканты, вынужденные носить тяжелые кофры с инструментами с собой, рассказал ФБА «Экономика сегодня» директор Петербургского «Молот-ансамбля» Артур Зобнин.
«У открытия станции Театральная есть несколько несомненных плюсов: во-первых, посетители и почитатели Мариинского театра наконец-то получат станцию метро, расположенную рядом с любимым театром. Это еще и вдвойне актуально в связи с введением платных парковок в центре города. Думаю, это позитивно скажется на посещаемости спектаклей и концертов», — сказал собеседник издания.
Руководитель музыкального коллектива напомнил: рядом со строящейся станцией находится целый ряд важных культурных институций — Консерватория и музыкальный колледж им. Римского-Корсакова, специальная музыкальная школа при Консерватории. Здесь разбросаны многочисленные музыкальные магазинчики, рестораны для любителей искусства, и памятники Глинке и Римскому-Корсакову. В непосредственной близости Новая Голландия, Львиный мостик и Екатерининское собрание. Станция метро здесь просто необходима.
Консерватория на реконструкции / Prt scr | Россия 1«Думаю, с открытием станции метро не только начнут меньше опаздывать на занятия студенты, но и вырастет посещаемость концертов в учебных заведениях и самом Мариинском театре — ведь куда удобнее приезжать на концерты в залы, расположенные рядом с метро. Наконец, Театральная площадь хотя бы частично избавится от нагромождения лесов, строительных заборов, сеток, которые уже столько лет портят исторические виды», — добавил музыкант.
Театральная площадь и впрямь перестала напоминать место притяжения меломанов, скорее она похожа на поле для экспериментов инженеров, пробующих внедрять свои изыскания «на авось».
Планируемый интерьер вестибюля «Театральной»
Мало того, что уже в течение многих лет это место уродуют леса на консерватории, с ремонтом которой все никак не могут разобраться ответственные органы, так теперь еще и появились неэстетичные ограждения будущего вестибюля «Театральной». Если бы строительство станции шло по плану, леса и строительные издержки можно было бы потерпеть. Но эти процессы тянутся годами и постоянно переносятся.
Мариинка трещит по швам?
Весной 2022 года стало известно, что «Театральную» откроют для пассажиров в 2026 году, двумя годами ранее будет открыт «Горный институт».
Перенесли открытие по многим причинам. Одна из них — риск для Мариинского театра, о котором утверждают представители культурной институции. Якобы, с началом строительства под зданием начались подвижки грунта, из-за этого осел пол и на нем появились трещины.
Предполагаемый подземный вестибюль на Театральной площади / администрация Петербурга
Началась дискуссия по поводу стройки выхода из станции. И в Смольном не нашли ничего лучше, чем устроить голосование в социальной сети «ВКонтакте».
«Странную площадку Комитет выбрал для голосования, на Одноклассниках бы еще пошушукались. Это для того, чтобы поменьше привлечь внимания горожан к вопросу о повышении уровня их жизни?» — критикует выбор властей Валя В.
Давайте на секунду задумаемся о ситуации: инженеры-проектировщики и художественный руководитель театра Валерий Гергиев спорят о том, где разметить вестибюль — на самой площади у театра или на пересечении Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов, а чиновники комитета устраивают опрос в соцсетях.
Предполагаемый подземный вестибюль на ул. Декабристов / администрация Петербурга
Подписчики большинством голосов выбрали вариант вестибюля на Театральной площади, и тут возникает вопрос — кого послушают метростроевцы: пассажиров-непрофессионалов или своих опытных коллег? Вопрос остается открытым. На эту тему уже отшучиваются студенты многострадальной консерватории, реставрируемой уже много лет подряд. «Выход будет прям в историческое здание. Эскалаторы будут вести в гардероб, чтобы студенты могли сразу из метро попадать на лекции», — иронизирует будущий музыкант.
«Спасская» не спешит терять статус конечной
Чиновники не унимаются и рассказывают об «успехах»: на станции «Театральная» завершены основные горнопроходческие работы и готовы все три станционных тоннеля.
История станции метро «Театральная» уходят корнями далеко в Советский Союз, еще в те годы планировали развивать на тот момент правобережную линию в северо-западном направлении, и станция «Спасская» никогда не виделась проектировщиками конечной в постоянном режиме, рассказал исследователь Петербургского метрополитена Дмитрий Графов.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ | Надежда Капранова«Необходимость этой станции очевидна, наверное, любому жителю Санкт-Петербурга, который хоть раз оказывался в районе Коломны и в других смежных районах. По сути, это Адмиралтейский район, это центр, но метрополитена здесь нет. Ближайшие станции — «Спасская», «Садовая» и «Сенная» — находятся почти в двух километрах от этого места», — сказал эксперт.
Город неприветлив к вестибюлям
Эксперт объяснил, почему возникли сложности с «Театральной»: при строительстве метро глубокого заложения, особенно в Петербурге с его тесной исторической застройкой, часто возникают сложности при размещении вестибюлей. Руководство Мариинки стало беспокоиться за целостность театра, но Дмитрий Графов считает, что это зря, и лишние хлопоты только затягивают строительство.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ«Именно специалисты в области метростроения занимались обустройством новой сцены Мариинки рядом с историческим зданием театра. Они провели весь комплекс сложнейших инженерно-технических работ, сделали несколько подземных этажей и вроде они справились с этой работой, не уронив ни одного здания, и тем более Маринку. Существующие туннельные технологии позволяют безопасно строить подземные выработки очень близко с существующим зданиям, даже к историческим и представляющим культурное наследие», — резюмировал спикер.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры
По его словам, существует множество технологий для того, чтобы обезопасить здания, среди них специальные наклонные сваи. Эксперт уверен, что не нужно было разводить демагогию, где разместить вестибюль. Здесь попросту нужно обустроить сразу два выхода из станции метро.
«Из-за того, что в Петербурге сложные грунты, расстояние между станциями в городе исторически больше, чем в той же Москве. В среднем это полтора – два километра. Дополнительные выходы позволяют рассредоточивать пассажиропоток и делать метрополитен гораздо удобным для использования», — добавил эксперт.
По словам собеседника издания, для того, чтобы обустроить вестибюль станции метро, требуется около двух лет. Стоимость отдельного выхода не настолько высока по сравнению с комплексом строительства станции в целом и это подъемно для бюджета города.
Открытие «Театральной» придется ждать еще долго
Не все эксперты оценивают потенциальную стройку «Театральной» оптимистично, к примеру, глава Инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры Виктор Орлов рассказал ФБА «Экономика сегодня», что сам темп работ будет снижен.
Подземные работы / Комитет по развитию транспортной инфраструктуры«С вероятностью 90%, что станцию не сдадут в 2026 году, так как это очень сложный объект. Есть подвижки грунта на Театральной площади, есть трещины в стенах Мариинского театра и серьезные риски разрушения зданий, а значит работы будут вестись более деликатно. Также нет сильной мотивации вводить станцию в строй любой ценой, особенно ценой исторических зданий. В условиях дефицита специалистов и оборудования и невозможности сдавать в срок более легкие станции, то очевидно, что «Театральная» не будет простой и ее судьба будет примерно, как у «Адмиралтейской»», — напомнил эксперт.
Открытие станции «Адмиралтейская» было запланировано на 1997 год, а состоялось оно только в 2011. Так же, как и «Театральная» это станция глубокого залегания. «Адмиралтейская» считается самой глубокой станцией метро в России. Если открытия станции у Дворцовой площади петербуржцы ждали 14 лет, сложно представить, сколько осталось ждать осуществления своей мечты театралам.
Раиса Малиновская
станции петербургского метрополитена
комитет по развитию транспортной инфраструктуры
долгострой петербургского метро
когда откроют станцию метро Театральная
сколько станций построят в Петербурге
где построят вестибюль метро "Театральная"
почему в Петербурге долго строят метро
инициативная группа по защите транспортной инфраструктуры
консерватория имени римского-корсакова
трещины в стенах Мариинского театра